РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Разбить «стеклянный потолок»: женщины в руководстве делают бизнес сильнее

HR Статьи KFC
Людмила Кислова, руководитель отдела по работе с персоналом KFC в России и СНГ, рассказывает, как может измениться бизнес, если у женщин будет меньше преград для движения по карьерной лестнице, и дает советы, как избавиться от этих преград

Вопрос гендерного равенства — один из самых актуальных в сфере корпоративного управления. Доказано, что компании, в менеджменте которых на равных представлены мужчины и женщины, более успешны в бизнесе. Их капитализация и прибыльность выше, чем у тех, где женщин среди руководителей нет. Такие компании более инновационны и быстрее приспосабливаются к рыночным изменениям. В Deloitte, например, пришли к выводам, что женщины показывают высокий уровень эффективности при управлении капиталом и валовой прибылью. В микрокомпаниях под руководством женщин все финансовые показатели стабильно выше.

Эти выводы подтверждены глобальным исследованием Catalyst (на основе деятельности компаний из списка Fortune 500). Справедливы они и для России. Тем не менее, по данным отчета ВЭФа 2020 года, в России только 20% женщин занимают позиции топ-менеджеров, а входят в состав советов директоров еще меньше — всего 7%.

Общая доля женщин-CEO в России совсем небольшая — 4,4% (хотя показатель выше среднемирового, по данным Deloitte за 2019 год). Она сохраняется примерно на одном уровне последние несколько лет. В целом на всех уровнях менеджмента руководителей-женщин в России меньше, чем мужчин, — 42 против 58%.

При этом женщины в нашей стране в среднем живут на восемь лет дольше, и они более образованны. Почему же они все еще получают лидерские роли реже? К сожалению, несмотря на равный доступ к образованию, власть на работе женщинам до сих пор мешает получить «стеклянный потолок». Продвигаться по карьерной лестнице им все еще труднее, чем мужчинам, по разным причинам: из-за вынужденного перерыва на декрет, уход за ребенком, стереотипов, неуверенности в своих силах и недостаточно развитых лидерских компетенций (также основанных на усвоенных стереотипах и гендерной социализации).

Сколько российская экономика теряет из-за гендерных стереотипов
Менеджмент Статьи РБК
Фото:Рамиль Ситдиков / РИА Новости

Чтобы достичь позиции топ-менеджера, женщинам в России приходится пробивать «стеклянный потолок», то есть проходить через очень серьезный отбор, демонстрируя достижения на голову выше, чем у конкурентов-мужчин. Особенно далеко до паритета в политической сфере, а вот в бизнес-среде процентное соотношение полов медленно, но верно меняется.

Многочисленные исследования подтверждают, что компании под управлением женщин демонстрируют более высокие результаты. Как помочь бизнес-среде бороться со стереотипами и преодолевать укоренившееся в российском бизнесе неравенство? Решение есть: необходимо создать в корпорации среду, которая благоприятна для развития женщин-лидеров. В результате в выигрыше окажется вся компания.

Добиться этого можно с помощью множества инструментов.

1. Сделать систему карьерного роста прозрачной

Если в компании созданы ясные и четкие механизмы для продвижения по карьерной лестнице, то работник, независимо от пола, будет понимать, что его карьера — в его руках.

Например, во многих международных компаниях действуют программы ежегодной оценки профессиональных компетенций сотрудников. По ее результатам человеку могут предложить как вертикальное, так и горизонтальное движение.

Прозрачные механизмы продвижения — это признак того, что компания готова использовать потенциал всех сотрудников, а не только части из них. Например, по данным исследования Hays 2017 года, 59% опрошенных назвали наличие неформальных договоренностей и стереотипов о типично мужских позициях одним из главных барьеров, препятствующих развитию женской карьеры. В компаниях, где процессы карьерного роста открыты, все работники знают, с какой периодичностью проходит процедура оценки компетенций и каких результатов можно ожидать по ее итогам.

2. Формировать корпоративную среду, в которой нет негативных стереотипов

Для этого нужно повышать осведомленность коллектива о сильных сторонах женщин-лидеров. В 2019 году социологи Reakon, например, выяснили, что сотрудники компаний, которые возглавляют женщины, демонстрируют более сильную веру в стратегию, установленную руководством. В бизнесе, во главе которого стоит женщина, лучше налажена коммуникация и сотрудники понимают миссию своей команды.

Сформировать комфортную рабочую среду помогут: