РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Не просто имя: что нужно знать бизнесу про товарный знак

Право Статьи Городисский и партнеры
Татьяна Погребинская, советник юридической фирмы «Городисский и партнеры», рассказывает о нюансах регистрации товарного знака, которые необходимо знать предпринимателям
Фото:Rawpixel.com / Shutterstock
Фото: Rawpixel.com / Shutterstock

В отношении товарного знака употребляют множество эпитетов — это не только «имя», но и «лицо» товара.

Это не удивительно, ведь основная функция товарного знака — индивидуализация товаров и услуг. Во всем мире товарный знак — один из самых востребованных объектов интеллектуальной собственности. Правообладатель получает исключительное право (легальную монополию) на его использование в отношении товаров и услуг, для которых он зарегистрирован, а также средство защиты от недобросовестных конкурентов.

Право распоряжаться товарным знаком с момента регистрации служит эффективным инструментом и для получения дополнительной прибыли. Например, через предоставление третьим лицам лицензии на его использование. В некоторых случаях, не имея правовой охраны товарного знака, предприниматель не может его использовать в рекламе своей продукции.

Давайте разберемся, что необходимо предусмотреть заранее, чтобы оптимизировать процесс и избежать ряда типовых ошибок, которые допускают маркетологи и владельцы компаний во время регистрации своих товарных знаков или ребрендинга.

Как зарегистрировать товарный знак

Регистрация товарного знака позволяет его правообладателю избежать некоторых убытков. Это один из самых важных нюансов. Например, регистрация позволит отсечь сквоттеров товарных знаков (лиц, которые регистрируют на свое имя чужие средства индивидуализации товаров и затем предлагают компаниям, чьи знаки они зарегистрировали, выкупить их у них).

Вот пять важных нюансов, которые нужно помнить.

  1. Процедура регистрации товарного знака в России проходит в несколько этапов. В случае их беспрепятственного прохождения она занимает от семи до девяти месяцев с даты подачи заявки на товарный знак.
  2. Срок действия регистрации товарного знака — десять лет с даты подачи заявки. Он может продлеваться неограниченное число раз каждые десять лет.
  3. Зарегистрировать на себя товарный знак, то есть стать обладателем исключительного права на него (правообладателем), в России может юридическое лицо или индивидуальный предприниматель. В то время как законодательство ряда зарубежных стран допускает, что владельцем товарного знака может быть и физическое лицо.
  4. Чтобы зарегистрировать товарный знак на территории России, необходимо оформить заявку, подать ее в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) и уплатить установленные пошлины. Затем проводится формальная экспертиза и экспертиза заявленного обозначения, по результатам которой принимается решение о государственной регистрации товарного знака или об отказе.
  5. Товарный знак регистрируют после положительного решения экспертизы и при условии, что установленная пошлина оплачена. Как показывает практика, этот простой нюанс заявители часто забывают: пропускают сроки и, как следствие, не получают регистрацию.

Если все прошло успешно, то свидетельство на товарный знак выдается правообладателю в течение месяца со дня регистрации. С этого момента он становится нематериальным активом, который имеет стоимость, подлежит оценке и находится на балансе компании.

Как выбрать правильный знак для регистрации

Товарный знак — правовое средство защиты многих элементов бренда: имя бренда или товара, логотип, слоган, рекламный символ компании или товара (персонаж), упаковка, этикетка и другие.

Из этого следует, что недостаточно просто выбрать и разработать элементы бренда в соответствии с маркетинговой стратегией компании, необходимо также проанализировать реальные возможности зарегистрировать их в качестве товарных знаков в России (и за рубежом, если планируется экспорт товаров).