Проблемное ПО: легко ли госструктурам перейти на отечественный софт
Удобно или безопасно
Примерно семь-восемь лет назад в госструктуры и компании с госучастием пришла новая волна 30-летних руководителей. Они пытались стимулировать закупку современного ПО для совместной работы. Однако возрастные служащие не понимали, о чем идет речь, и налаживание внутренних процессов буксовало. Затем всех захватили мессенджеры, и государственные клерки перешли туда. Теперь перед госорганами стоит задача «перетащить» старое поколение на новые ИT-инструменты отечественного производства — операционные системы, серверы приложений, офисные программы и антивирусы.
Современное программное обеспечение, в том числе российское, прежде всего помогает структурировать процессы. Во многих департаментах и госконторах до сих пор еженедельно проходят совещания, на которых руководители раздают поручения и обсуждают графики с планами проектов. Секретарь заносит все в протокол собрания, который в бумажном виде раздает ответственным. Фактически одна из главных задач сотрудников — быстро и четко реагировать на те или иные бумаги. Соблюдение сроков критично. Если сотрудник госкомпании срывает сроки, то может поплатиться за это лишением премии, увольнением и даже привлечением к административной ответственности.
Инициатива правительства позволила бы автоматизировать многие процессы в госструктурах и сделать их более прозрачными. Например, по итогам очного совещания в онлайн-программе создавался бы не только протокол, но и задачи с конкретными сроками, исполнителями и доступом контролирующих органов. Правда, обычно против такого подхода выступают сами сотрудники компаний и ведомств, которым порой есть что скрывать.
Они же в попытке избежать контроля и слежки нередко выводят общение по рабочим проектам в бесплатные мессенджеры. Пользоваться такими инструментами, конечно, удобно и приятно, они есть в телефоне каждого человека. Но мало кто понимает, что при такой форме переписки отдают американским серверам информацию о деталях своей работы, пересылая в том числе конфиденциальные документы. Это большая проблема, но в основном на нее закрывают глаза. А спустя время возникают громкие судебные разбирательства о госизмене.
Бюрократия против софта
При работе с государственными компаниями производители программ сталкиваются с двумя проблемами: сложность налаживания первоначального контакта и затянутые внутренние процессы. От момента получения контакта потенциального клиента до поступления денег на счет может пройти год. И это не в самом худшем случае.