РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Фёдор Баландин

Как использовать жесты во время публичного выступления

Менеджмент Исследования Business Speech
Однажды коллега чуть не испортил мне тренинг, заявив, что содержание выступления намного важнее его формы. С его стороны это была продуманная провокация. И то и другое важно в равной степени. Но грамотно пользоваться жестами умеют немногие спикеры
Фото: Rawpixel / Shutterstock
Фото: Rawpixel / Shutterstock

«Самое главное в выступлении — это содержание, ваше знание темы и увлеченность ею! Всё! Вот что дает уверенность и энергию спикеру! А все эти невербальные фокусы с жестикуляцией, интонациями, паузами — это полная ерунда!» — эти слова произнес мой знакомый бизнес-тренер. Дело было в бизнес-школе «Сколково». Все участники понимающе закивали головами, а затем начали обсуждать, насколько содержание важнее формы подачи. Организатор мероприятия тем временем судорожно писала мне в WhatsApp: «Федор, у нас катастрофа! Только что вам завалили тренинг!» Всего через неделю я должен был обучать ту же группу приемам невербальной подачи. В программе была заявлена работа:

  • с голосовым посылом;
  • паузами и темпоритмом речи;
  • жестикуляцией;
  • психологическими жестами по актерской системе Михаила Чехова;
  • кругами внимания Станиславского;
  • архетипами спикера.

Одним словом, я должен был рассказать об инструментах, которые мой коллега обесценил. Когда мы встретились с этим коллегой снова, я спросил его: «Что же ты говоришь? Как же можно пренебрегать формой подачи?» На это он ответил… Впрочем, что он мне ответил, я скажу чуть позже.