РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как будет развиваться рынок профессиональной гигиены в России

Услуги Клининг Клиентский сервис Статьи Essity
Максим Барков, коммерческий директор профессионального ассортимента Tork компании Essity, рассказывает, как развивается рынок профессиональной гигиены в России и о том, как он зависит от привычек потребителей
Фото:ArtOfPhotos / Shutterstock
Фото: ArtOfPhotos / Shutterstock

20 лет назад, когда мы только выходили на рынок России, категории «продукция для профессиональной гигиены» на местном рынке не существовало. Потребление оставалось на низком уровне, а привычные сейчас диспенсеры с мылом, полотенцами и туалетной бумагой в общественных местах редко можно было встретить.

За 20 лет потребление бумажной продукции увеличилось не менее чем в десять раз. Сейчас это уже более 3,5 кг в год на человека. Несмотря на такой рост, российский рынок еще не настолько развит, как, например, в Европе или США. По данным CEPI Paper & Board Production and Consumption, в Германии приходится 18–19 кг бумажной продукции на человека, в Швеции — 22–24 кг, в США — 20–21 кг. То есть приблизительно в семь раз больше, чем в России.

Исходя из этих данных, можно предположить, что у рынка есть огромный потенциал для дальнейшего роста и развития. Он, кстати, в последнее время стабильно рос на 6–8% ежегодно, даже во время кризисных 2008 и 2014 годов, поэтому можно предположить, что 2020 год не станет исключением.

Все началось с гостиниц

Интерес к профессиональной гигиенической продукции первыми проявили предприятия сегментов HoReCa и Hospitality. В их числе были гостиницы, принимающие иностранных туристов, которые во многом ориентировались на зарубежные модели ведения бизнеса. В большинстве ресторанов и отелей уже 20 лет назад использовалась одноразовая гигиеническая продукция.

С коренными российскими предприятиями было сложнее. Закупщики даже на предприятиях пищевой промышленности не видели смысла приобретать гигиенические материалы. Они были уверены, что персонал сам может обеспечить себя всем необходимым. Только с помощью амбассадоров, которые на практике показывали, что такая продукция необходима для поддержания должного уровня гигиены на производстве, удавалось убедить их в обратном.

Постепенно ситуация начала меняться, а сейчас таких проблем уже не возникает. Производители профессиональных гигиенических решений обосновались на российском рынке, который сегодня можно разделить на условные зоны по сегментам, потребляющим бумажную продукцию. В южных регионах, например, это в большей мере HoReCa, в центральной части России — индустриальные клиенты. Если же говорить о мегаполисах (Москва, Санкт-Петербург, Екатеринбург), то там основные потребители — коммерческие объекты, бизнес-центры, торговые центры и т.д.

Гигиена на миллион: как российские отели открываются после эпидемии
HoReCa Гостиницы Статьи РБК
Фото:Павел Львов / РИА Новости

По данным ФАО ООН, в период с 2000 по 2015 годы уровень потребления санитарно-гигиенической бумаги в России вырос на 75%, хотя во всем мире —  только на 36%. Это связано с тем, что в нулевых рынок только начал активно развиваться. Тогда темпы роста составляли до 15% в год. Сейчас этот показатель уже более чем в два раза ниже.

Рынок бумажной продукции за эти годы вырос пропорционально потреблению, причем 25% от него — это гигиенические материалы для профессионального использования. Все же возможностей для роста еще достаточно много, в Европе доля рынка производителей профессиональных гигиенических решений достигает 35%.

Мыть или не мыть

Первоначально невысокий уровень потребления средств профессиональной гигиены в нашей стране был связан с тем, что население не обладало необходимой гигиенической грамотностью: многие не имели привычки мыть руки после выполнения грязных работ, посещения туалетной комнаты, контакта с животными.