Центр конъюнктурных исследований Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ подготовил информационно-аналитический материал о потребительских настроениях населения России во втором квартале 2020 года. Исследование основано на опросе Росстата более 5 тыс. человек в возрасте от 16 лет и старше.
Основной показатель исследования — индекс потребительской уверенности (ИПУ). Он рассчитывается как среднее арифметическое значение частных индексов:
- произошедших и ожидаемых изменений личного материального положения;
- произошедших и ожидаемых изменений экономической ситуации в России;
- благоприятности условий для крупных покупок.
Во втором квартале 2020 года обследование Росстата зафиксировало резкий обвал совокупных потребительских настроений российского населения. Несмотря на внушительную глубину падения ИПУ, ее нельзя назвать рекордной: подобные эпизоды уже наблюдались ранее за 20 с лишним лет проведения подобных обследований.
Основные выводы
- ИПУ упал на 19 п.п. относительно предыдущего квартала, до отметки минус 30%.
- Улучшение личного материального положения по сравнению с первым кварталом отметили 7% респондентов, а ухудшение — 43% (кварталом ранее — 12 и 27% соответственно).
- Улучшения личного материального положения в течение следующих 12 месяцев ожидают 10% респондентов, ухудшения — 31% (кварталом ранее — 13 и 17% соответственно).
- Позитивно оценили произошедшие за квартал изменения в экономике России 5% участников опроса, негативно — 74% (кварталом ранее — 15 и 34% соответственно).
- Положительных изменений в экономике России через год ожидают 18% опрошенных, отрицательных — 45% (кварталом ранее — 20 и 27% соответственно).
РБК Pro публикует краткие выводы из отчета. С полной версией документа можно ознакомиться в конце текста.
Возрастные особенности