РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Джейми Хайнеман — РБК: «Компьютерные эффекты — это секс без романтики»

Инновации Статьи РБК
Бывший ведущий «Разрушителей легенд» считает, что люди слишком много занимаются компьютерными программами, забывая о том, что нас по-настоящему кормит. Да и в целом глобальная экономика — это обезумевший поезд, который сошел с рельсов
Джейми Хайнеман
Джейми Хайнеман (Фото: Richard Shotwell / Invision / AP)

Кто такой Джейми Хайнеман

Бывший ведущий популярного американского телешоу «Разрушители легенд», посвященного разоблачению ложных представлений, городских легенд и разнообразных фейков. Шоу выдержало 14 сезонов (выходило с 2003 по 2016 год). Хайнеману принадлежит компания по производству спецэффектов для кино и телевидения M5 Industries, которая делала эффекты для таких фильмов, как «Звездные войны» (эпизоды I и II) и «Матрица: перезагрузка», а также необычные устройства для рекламных кампаний, например подвижный гусеничный автомат по продаже напитка 7 Up. Хайнеман — изобретатель, культовая фигура среди мейкеров. Его робот Blendo произвел фурор в поединках роботов Robot Wars в 1995 году, но позднее был снят с состязаний как слишком опасный для зрителей и жюри (куски от побежденных им роботов разлетались слишком далеко). Хайнеман также разработал Sentry — беспилотную машину, которая помогала тушить пожары в Калифорнии в 2018 году. До того как стать ведущим, сменил ряд профессий — был владельцем зоомагазина, капитаном корабля, инструктором по дайвингу и выживанию в дикой среде. Имеет диплом по лингвистике русского языка Университета Индианы. На днях прочел лекцию о том, как управлять творческими людьми, в рамках запуска магистратуры «Цифровые технологии в бизнесе» от МФТИ, бизнес-школы «Сколково» и МТС.

«Люди склонны к «расщеплению»

— В наши дни большинство технологических проектов имеет дело с софтом, а не «железом». Мне кажется, современные люди просто боятся материального мира, который менее предсказуем, чем программы. В итоге многие важные сферы — медицина, космонавтика — развиваются слишком медленно. Как мы можем помочь людям перестать бояться реального мира?

— Для меня это по-настоящему важный вопрос. Программы сами по себе ничего не создают. Они облегчают работу физических вещей. Мы все еще живем в реальном мире и, чтобы выжить, должны иметь пищу и крышу над головой, транспорт и так далее. Прямо сейчас у нас есть эта эпидемия, которая повсюду сеет хаос и разрушает инфраструктуру, на которую мы привыкли полагаться. Но посмотрите на Facebook, Amazon, Apple: акции цифровых компаний прекрасно растут, несмотря на вирус. Если мы посмотрим на динамику ВВП США, ситуация кажется не такой уж плохой. Но как это поможет, если мы останемся без пищи, топлива и электричества? Программы не заменят нам еду. Это близорукость — считать, что базовые товары и услуги, которые поддерживают нашу жизнь, не имеют первостепенного значения. Мы принимаем их как должное, потому что не видим, откуда они берутся; мы идем в магазин, где привыкли видеть ломящиеся от товаров полки. Однако, когда вирус в США начал оказывать серьезное воздействие на жизнь, полки опустели. Цифровые технологии просто сообщают нам, сколько людей заболели и погибли. Это может помочь с отслеживанием каналов передачи инфекции и облегчить разработку вакцины, но ведь ее не сделать без реальных людей — исследователей и врачей.