«Алло, доктор»: почему телемед никогда не станет самостоятельной отраслью

Медицина Маркетинг Прогнозы РБК
Спрос на телемедицинские услуги — приложения и онлайн-сервисы — растет. Но телемедицина еще очень нескоро станет самостоятельной отраслью. Сергей Федосов, сооснователь «ПроДокторов» — о том, в чем состоит сложность подобных проектов для врача и пациента
Фото: fizkes / Shutterstock
Фото: fizkes / Shutterstock

Назначение телемедицины

Исходная концепция телемедицинских проектов была благородной: исправить неравномерное распределение помощи в стране. Жители крупных городов традиционно обладают широким выбором медицинских клиник, а в региональных глубинках ситуация меняется драматически. Чем дальше от сколько-нибудь крупного города, тем сложнее. Уменьшить градус драмы и предполагалось новой отраслью, но вышло ровным счетом наоборот.

Телемедицинские услуги входят в полис ОМС лишь в некоторых регионах. Они, как правило, платные и востребованы в больших городах, где доступность медицинской помощи уже изначально была высокой.

Воспринимать телемедицину как самостоятельную отрасль, даже в перспективе, неверно. Это еще один инструмент в работе доктора, как фонендоскоп или операционный скальпель. В одной ситуации он может быть просто необходим, а в другой — бесполезен.

Когда телемедицина актуальна

  1. Выбор врача. Сервисы могут сориентировать пациента в выборе врача.
  2. Доврачебный прием. Часто во время первичного приема врач выдает пациенту ряд назначений — на анализы, МРТ, УЗИ. Выполнение назначений занимает порядка полутора-двух недель. Телемедицинские сервисы помогают пациенту определиться с перечнем необходимых обследований и прийти на прием с их результатами. Так врачу легче уже на первой встрече поставить диагноз, а вероятность, что он окажется точным, растет.
  3. Наблюдение хронических больных. У многих людей с хроническими заболеваниями нет возможности часто посещать врачей. При этом им необходимо держать руку на пульсе. Подобное использование телемедицинских сервисов тянет на большой федеральный проект и государственное финансирование.
  4. Консультации между медицинскими работниками. Логичным выглядит смещение акцента с удаленного взаимодействия врач — пациент на взаимодействие врач — медработник. Например, если пациент испытывает боль при надавливании на живот, это может быть панкреатит или аппендицит. Фельдшер, который приехал на вызов пациента, может через онлайн-сервис обратиться за помощью к врачу. Врач задаст дополнительные вопросы. Исходя из ответов, фельдшер заберет пациента в больницу на скорой или же предложит решать проблему самостоятельно. По сути, это будет выглядеть как онлайн-звонок более опытному медработнику.

Таким образом медицина обретет шанс охватить самые удаленные территории страны. Единственное — стоит понимать, что это коммерчески нерентабельная задача, необходимо финансирование способа «доставки» знаний в небольшой населенный пункт.

Когда использование телемедицины выглядит сомнительным

  1. Первичный прием — в этом случае лучше использовать живое общение. Во время личного приема пациент больше доверяет врачу, ощущает сочувствие с его стороны и активнее рассказывает о проблемах. Телемедицина накладывает на общение значительные ограничения, а значит, снижает точность постановки диагноза.
  2. Обследования — анализы, УЗИ и другие подобные методы. Пациент не может сам у себя взять кровь, провести пальпацию проблемной области или аускультировать сердце. Эта проблема усугубляется тем, что во время обследования врач зачастую задает пациенту дополнительные вопросы. Отсутствие обследования и связанной с ним коммуникации сильно снижает точность диагностики.
  3. Операции. Здесь все более чем очевидно: применение роботов, которые выполняют операции под наблюдением хирургов в отдаленных регионах — глубинках, пока невозможно. При этом в крупных российских городах и за рубежом, например, хирурги уже проводят операции с помощью роботов. Но все же пока оперативное вмешательство остается задачей «живого» врача.

Итак, при первичном приеме телемедицина, ограничено эффективная, не заменяет офлайн и вряд ли заменит в ближайшие годы. А вот с точки зрения повторных обращений (лечение хронических пациентов) она действительно перспективна.

Разница в коммуникациях

Телемедицина — это наиболее сложная форма взаимодействия для врача, здесь очень высоки требования к его умению грамотно общаться с пациентами. Несмотря на это, пациенты не готовы платить за телемедицинский прием столько же, сколько за обычный: они не осознают его ценности по сравнению с личной встречей.

Екатерина Коломенцева Необходимое излишество: как подтолкнуть развитие телемедицины
Медицина IT Цифровизация

По данным исследования портала sravni.ru, интерактивный прием может стоить в среднем на 20–30% меньше, чем встреча с доктором в клинике. Опытные врачи не готовы консультировать через телемед: у них и так все время занято. Поэтому зачастую клиники отправляют на телемедицинские консультации молодых докторов с относительно небольшим опытом в медицинских коммуникациях. Получается, что врач без опыта эффективного общения с пациентом должен разговорить его через трудный канал взаимодействия, узнать жалобы и поставить предварительный диагноз либо назначить дополнительное обследование.

На традиционном приеме:

  • пациент рассказывает о жалобах, показывает дополнительные выписки, назначения и данные предыдущих обследований;
  • доктор внимательно слушает и задает уточняющие вопросы;
  • пациент дополняет картину;
  • формируется атмосфера доверия.

Активный диалог позволяет сделать предварительные выводы по диагнозу или назначить дополнительные исследования.

В процессе телемедицинского приема:

  • пациент эмоционально не вовлечен в диалог и рассказывает о жалобах очень коротко;
  • доктор, а не пациент «солирует» на приеме;
  • пациент не ощущает эмпатии, так как общение воспринимается как виртуальное;
  • даже после уточняющих вопросов информация, полученная врачом, порой остается скудной;
  • отсутствует возможность осмотреть пациента, консультация получается куцая.

Это минусы видеоприема. А если пациент общается с доктором через чат, то взаимодействие усложняется еще сильнее. Большинство пациентов и докторов воспринимают телемедицину как мимолетное взаимодействие, в которое психологически никто не вовлечен. Это большая проблема, о которой не принято говорить. Изменить ситуацию можно, если доктор будет правильно выстраивать коммуникацию с пациентом:

  • понимать сложности общения посредством видеочата или переписки;
  • задавать правильные вопросы;
  • создавать атмосферу реального общения во время виртуального приема.

Это навыки, которыми должны обладать даже начинающие врачи.

Еще интересный факт: телемедицинские проекты чаще всего запускают не медицинские организации, а ИT-сервисы. Разработчики не всегда понимают особенности врачебного приема и его тонкости, связанные с психологией пациента. Поэтому я считаю, что подобные проекты лучше запускать в партнерстве с медицинскими организациями. Пока же большая часть телемедицинских проектов стагнирует, не успев как следует набрать высоту.

Прогноз развития рынка телемедицины в условиях текущего экономического кризиса в связи с распространением covid-19 в России (с обновлением) 69 000₽ Купить
Исследования