РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

KPI уже недостаточно: как отслеживать краткосрочные цели команды

HR Статьи ScrumTrek
Концепция KPI появилась в относительно стабильные 50-е годы. Сейчас она уже несовместима с постоянно меняющимся экономическим ландшафтом. Для выживания бизнеса пора подключать OKR. Как это сделать, рассказал Сергей Рогачев, agile-коуч компании ScrumTrek

В последнее время многие крупные компании отказываются от KPI (Key Performance Indicator) в пользу методологии agile в целом и подхода OKR (Objectives and Key Results — цели и ключевые результаты) в частности. В России самый яркий пример применения OKR — это Avito: компания внедряет OKR дольше всех и при этом на самое большое количество сотрудников (более 1,5 тыс. человек).

Что такое OKR и как он соотносится с KPI

Модель OKR появилась в компании Intel еще в 1975 году, в 1999 году была взята на вооружение Google и только в середине нулевых стала повсеместно известна. В России OKR внедряется компаниями в последние пару лет. В основе OKR — стремление не отстать от актуальных реалий.

Как работает концепция OKR? Мы смотрим на реальные колебания спроса и предложения и ставим цели не на год, а на квартал или даже всего на один месяц. При этом формулируем не только желаемые результаты, но и составляем предварительный план по их достижению. Короткими циклами в одну-две недели быстро выполняем поставленные задачи, быстро получаем обратную связь, корректируем план по задачам на следующий цикл — и повторяем все снова.

При этом KPI не отбрасывается совсем — оба подхода применяются в связке: нельзя ставить цели, не обращая внимания на метрики. То есть для внедрения OKR зачастую нужно уже использовать KPI.

Представьте, что вы едете на автомобиле: навигатор выстраивает маршрут, а приборная панель показывает состояние машины. Когда на панели загорается лампочка «Нет бензина», вы говорите навигатору найти ближайшую заправку без сильного отклонения от маршрута.

Так же происходит при управлении компанией. Вы постоянно «смотрите на приборную панель» — отслеживаете KPI: выручку, затраты, уровень удовлетворенности клиентов и сотрудников, денежный поток. Когда замечаете проблемы — скажем, рост дебиторской задолженности, — вносите «коррективы в навигатор»: ставите краткосрочные цели с метриками и прописываете план их достижения (OKR).

Другими словами, OKR — это не антитеза и не замена, а новая ступень в развитии KPI.

Кому и зачем нужен OKR