РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Арташес Сивков

Сверхновая охота на ведьм: удастся ли нам побороть ожившую технофобию

Инновации Статьи ВымпелКом
Пандемия вызвала усиление привычных страхов. Среди них — боязнь технологий, связанная с их повсеместностью и слабым пониманием принципов работы. Она выливается в агрессию. Почему технологии превратились в магию и можно ли избежать новой охоты на ведьм?
Фото:  Chip Somodevilla / Getty Images
Фото: Chip Somodevilla / Getty Images

Трудности перевода. Почему мы перестали понимать машины

С развитием технологий люди оказались в эволюционной ловушке переизбытка информации. Еще в 1984-м Томас Пинчон написал эссе «Нормально ли быть луддитом», где говорил, что источник незнания — это слишком большой поток знаний. Исследователь отмечал, что в современном ему мире любой может при должном наличии времени, компетенции и денег получить доступ к знаниям любого порядка, в том числе к пониманию технологий. Основную проблему он видел в том, чтобы найти время для того, чтобы прочитать что-либо за пределами своей собственной специализации.

И правда, найти время на то, чтобы разобраться в технологиях, которые уже стали элементом повседневности, достаточно сложно, даже если вы связываете с ними свою профессию. Сегодня едва ли 5% людей смогут в деталях расписать, как работает смартфон и его программная начинка. При этом мы с трудом можем представить себе жизнь без «компьютера в кармане». А ведь распространение первых сотовых Motorola сопровождалось протестами и опасениями — люди боялись излучения и развития раковых заболеваний мозга. При этом против выступало скорее меньшинство, но это было меньшинство с громким голосом.

Появление такого заметного меньшинства сопровождает нас и сегодня. И отчасти оно связано с кризисом доверия. Про технологии пишут и говорят очень много, и поток информации сливается в белый шум. Спикеры — по большей части сотрудники технологических компаний, визионеры или ученые технических специальностей. И хотя мы живем в эру открытости и проникновения коммуникаций, мы не стали ближе к диалогу.

Отсутствие диалога стало особенно заметным на фоне карантинных мер. Люди все чаще проявляли свою склонность по инерции общаться внутри замкнутого круга знакомых и верить в то, что уже так или иначе откликается их представлениям.

Понять нельзя принять. Дилемма доверия и теории заговора