Кейс «Норбит»: как мы даем обратную связь коллегам с помощью кубиков
Современная экономика постоянно требует инноваций. Их поставщиком для всех отраслей традиционно выступает консалтинговая отрасль. Ценность компаний из этой отрасли определяется их умением более эффективно, чем заказчики, решать сложные задачи. Для разработки и внедрения инноваций, как правило, используется проектный подход. Если компания большая, сотрудники участвуют в нескольких проектах одновременно. Их работа всегда ориентирована на результат (прибыль для акционеров и наличие долгосрочного спроса на ее услуги на рынке). Это приводит к постоянным стрессам, переработкам и конфликтам.
Задача — научиться давать друг другу обратную связь
Тем временем залог успеха проекта — умение участников команды эффективно взаимодействовать друг с другом. Один из важнейших компонентов этого взаимодействия — обратная связь. Ее надо дать коллеге так, чтобы это как минимум не привело к конфликту, а в идеале помогло улучшить взаимодействие. Все мы разные, у всех нас разный бэкграунд, разное образование, разные цели в жизни и методы их достижения. Кто-то никогда не слышал про эмоциональный интеллект и эмпатию. Кто-то прочитал на эту тему массу книг и думает, что воспитал в себе эти навыки, а кто-то ограничился определением в «Википедии» и пытается применить его на практике.
О чем молчат сотрудники
Какие проблемы мы видим? Люди не хотят, не видят смысла или не знают, как дать обратную связь так, чтобы это пошло на пользу.
Примеров этого много в любой компании, и наша — не исключение.
- Сотрудник неуважительно ведет себя по отношению к коллегам, опаздывает на совещания, не готовится ко встречам, но при этом он отличный специалист, и его опасаются критиковать.
- Начальник в разговоре с подчиненными, шутя, оскорбляет их. И хотя понятно, какую мысль он хотел донести, желания выполнять работу у подчиненных практически не остается.
- Менеджер по персоналу никак не может закрыть необходимые вакансии.
- Проектная команда постоянно вынуждена работать «за себя и за того парня». Это вызывает постоянные упреки в некомпетентности в адрес отдела кадров.
- Молодой руководитель заставляет сотрудников работать до седьмого пота, выжимая из них все соки. Cотрудники хотят соблюдать нормальный баланс между работой и личной жизнью, но не понимают, как сказать об этом руководителю, не испортив c ним отношения.
Казалось бы, во всех этих ситуациях можно просто взять и поговорить. Но не все обладают смелостью, чтобы открыто высказывать претензии. Кроме того, многие не уверены в том, что знают лучший выход из ситуации, и сомневаются в своих компетенциях. В результате проблема замалчивается, уровень стресса растет, люди выгорают или просто работают неэффективно, и закончиться это может всем чем угодно.