РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как в компаниях из России, Украины и стран СНГ меняется комплаенс-функция

Аудит Менеджмент Исследования KPMG
KPMG провела исследование тенденций в развитии подразделений комплаенса в компаниях из постсоветских стран. РБК Pro публикует основные выводы

В исследовании представлены ответы 74 руководителей юридических, финансовых, комплаенс-подразделений, отделов внутреннего аудита и безопасности из России (42), Украины (19), Казахстана (6), Узбекистана (5), Армении и Белоруссии (по одному).

Организация функции и приоритетные направления

62% опрошенных компаний имеют отдельное комплаенс-подразделение. В половине из них такое подразделение включает от двух до десяти человек, в 35% — лишь одного сотрудника. У чуть более чем половины комплаенс-подразделений годовой бюджет составляет меньше $50 тыс. 

В списке приоритетных областей 93% опрошенных отметили антикоррупционный комплаенс. 80% участников исследования отметили важность комплаенса в области соблюдения норм деловой этики. В список важнейших областей входят также защита персональных данных (59%) и обеспечение конфиденциальности информации (55%).

Увеличилось число компаний нефинансового сектора, для которых актуален санкционный комплаенс: 43% в 2020 году по сравнению с 31% в 2018-м. Можно проследить прямую зависимость между важностью комплаенс-функции и величиной санкций, а также серьезностью репутационных и договорных последствий за нарушения.

Самый распространенный способ выявления нарушений по вопросам комплаенса и этики — горячая линия. Только 5% участников исследования отметили, что у них нет такого канала связи. Самыми распространенными каналами остаются электронная почта (у 84% опрошенных) и телефонный номер (у 77%).

91% компаний, поддерживающих горячую линию, обеспечивают возможность отправки на нее анонимных сообщений. 54% компаний выполняют оценку эффективности горячей линии.

Роль комплаенса в бизнес-процессах

Комплаенс-подразделение у большинства опрошенных выполняет следующие функции:

  • консультирует сотрудников по вопросам комплаенса (у 93% участников исследования);
  • обучает команду по вопросам комплаенса и этики — 84%;
  • оценивает риски — 77%;
  • управляет конфликтами интересов — 72%;
  • работает с обращениями на горячую линию — 70%.