Материал раздела Инвестиции
Опубликовано 22.07.2020, 18:01

Зачем собирать вокруг стартапа ключевых людей отрасли

Павел Пресняков, сооснователь и COO компании Pullquest (сервис для стилистов и дизайнеров, созданный им в Калифорнии совместно с партнером из США), рассказывает, кому и зачем необходим Advisory Board
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Согласно результатам исследования Startup Genome, стартапы, которые обращаются за помощью к советникам, привлекают в семь раз больше средств и растут в 3,5 раза быстрее. В России практика создания экспертных советов пока не слишком распространена.

Что такое Advisory Board

Advisory Board — это группа сторонних экспертов, успешных предпринимателей и заслуженных менеджеров из индустрии, в которой работает компания. Эти люди получают небольшую долю в компании, а взамен помогают своими знаниями и знакомствами — в формате периодических встреч или созвонов с основателями. Таких людей называют наставниками или советниками. От них не ждут ежедневной работы над проектом, а наоборот — обращаются к ним для разовых консультаций в сложной ситуации или для поиска нужных контактов.

Зачем это нужно

Главная функция Advisory Board — помощь основателям в принятии стратегических решений. Многолетний опыт наставников, знание механизмов индустрии и т.п. дают огромное преимущество при планировании.

Например, перед молодыми компаниями часто встает вопрос о выходе на новый рынок или о запуске нового продукта. Стандартный подход в такой ситуации — постараться максимально быстро проверить свои предположения с помощью интервью с потенциальными клиентами, исследований и рассылки демоверсии продукта. Именно в этом и может помочь человек, имеющий 10–15 лет опыта в индустрии. Скорее всего, похожие продукты уже тестировались, значит, вероятность успеха на новом рынке можно прогнозировать с высоким уровнем точности.

Конечно, наставник не даст пошагового руководства, но может помочь CEO принять верное решение, сэкономив компании месяцы работы (а в результате и значительные суммы) на тестирование предположений.

Вторая функция наставников — помощь в том, чтобы достучаться до нужных людей. Это может быть кто угодно — потенциальный клиент, инвестор, ценный специалист и даже новый советник.

Николай Колдыркаев Почему стартап не «взлетел»: топ-10 ошибок разработчиков и маркетологов
Разработка ПО Маркетинг PR и коммуникации

За годы работы у наставника, как правило, сформировались дружеские отношения со многими представителями индустрии. Таким образом, если вам удалось привлечь хорошего советника, дистанция между вашим бизнесом и потенциальными инвесторами и клиентами значительно сократится. А для стартапов партнерство с крупной компанией может стать источником взрывного роста без огромных затрат на традиционные маркетинговые инструменты. Например, бурный рост Spotify обеспечило партнерство с Facebook (организация признана экстремистской и запрещена на территории РФ). Его первый президент, Шон Паркер, как раз работал со Spotify в качестве эдвайзера.

Помимо полезных знакомств эдвайзер может принести компании и репутационную пользу: если в числе ваших советников есть хорошо известные люди с впечатляющим послужным списком, это создает дополнительные преимущества в глазах всех участников рынка, включая тех же инвесторов и потенциальных клиентов.

Особую роль советники играют в кризисные времена: их рекомендации могут помочь скорректировать стратегию, найти новые источники для роста бизнеса, а также смягчить ущерб от кризиса за счет грамотной и быстрой реакции.

Как это работает на Западе

На Западе Advisory Board — распространенная практика, которой пользуются не только стартаперы и начинающие бизнесмены.