РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
Перейти в календарь

Онлайн-дискуссия: как ИТ помогают выжить бизнесу. Финал

IT Конференции РБК
Впервые на РБК Pro?
Зарегистрируйтесь. Первый месяц подписки – бесплатно!
На этой странице 29 июля состоялась заключительная трансляция онлайн-дискуссии, организованной РБК совместно с «Яндекс.Облако», в рамках проекта «Локдаун. Как ИТ помогают выжить бизнесу»

Дискуссия особенно полезна специалистам в области ИТ.

Предыдущий выпуск проекта «Локдаун» можно посмотреть здесь.

На финальной встрече руководители ИТ-подразделений крупных компаний подвели итог четырех месяцев изоляции и попыток найти цифровые решения для спасения бизнеса. Они также рассказали о том, как построить бизнес будущего, учитывающий те фундаментальные изменения, которые привнесла в нашу жизнь пандемия.

Ключевые вопросы

  • Может ли цифровизация и использование продвинутых технологий защитить бизнес от любых проблем?
  • Какие ИТ-решения применяют лидеры рынка в пандемию?
  • Как компании переживают кризис и все ли сейчас работает так, как было задумано?

Спикеры

  • Дмитрий Шостко, директор по данным, «Леруа Мерлен».
    Построил с нуля платформу по работе с данными в банкинге, телеком-операторах и ретейле. Вместе с командой создает аналитические продукты и сервисы в России и на уровне группы компаний «Адео».
  • Александр Горник, генеральный директор, Mindbox.
    Построил крупнейший сервис автоматизации маркетинга в России. Прошел путь от разработчика до генерального директора и акционера компании.
  • Павел Воронин, экс-первый заместитель генерального директора по ИT, S7 Group.
    Вместе с командой первым в России разработал систему предиктивного технического обслуживания для воздушных судов, активно использует возможности блокчейн, big data и искусственного интеллекта.
  • Олег Коверзнев, директор по развитию бизнеса, «Яндекс.Облако».
    Возглавляет команду, которая формирует стратегию развития бизнеса «Яндекс.Облако» и выстраивает работу с клиентами и партнерами.
  • Кирилл Токарев, ведущий, шеф-редактор телеканала РБК.

Итоги

Олег Коверзнев, директор по развитию бизнеса, «Яндекс.Облако»

«По малому бизнесу кризис ударил очень сильно. С учетом того что он не является движущей силой экономики, наверное, мы сейчас этого и не видим. Но, когда это все пройдет, крупные компании с большой степенью инерции начнут чувствовать на себе, что подушка съедена, ничего нового не сделано. И что два года назад они не сделали правильных выводов. Вот тогда волна докатится до той части экономики, которая влияет на всех нас.

Что касается команды, даже самые железные иногда устают, есть такая усталость металла. Поэтому нужно понимать, а какая у сотрудника комбинация амбиций его личных, смысла, который дает компания, и тех возможностей для персонального роста, — вот это всегда нужно соблюдать в человеке. Не важно, на какой позиции он находится — в самом низу организации либо вверху организации. Это очень важно. Поэтому, например, я лично поддерживаю эту вовлеченность и осмысленность у топовых людей в своей команде. И обязательно прошу их инвестировать в то же самое со своей командой».

Павел Воронин, первый экс-заместитель генерального директора по ИT, S7 Group

«Если говорить про авиацию, то, конечно, ее затронуло очень существенно. До сих пор международных рейсов практически нет. И, естественно, конкуренция лишь увеличилась. Потому что все перекинули емкости на внутренние рынки. И ничего очень простого там не произошло. Хотя доля выручки в прошлом году была 10%, а сейчас — 70–80%.

Один из ключевых выводов, сделанных за время пандемии: люди — это ключевое. И управление человеческим капиталом крайне важно. На удаленке люди гораздо быстрее выгорают, гораздо быстрее теряют интерес. Потому что им не хватает живого общения. И, соответственно, меняются не только процессы работы с людьми, но и сами фундаментальные принципы. Нужно обращать внимание на психологическое состояние людей. Это очень важно. И очень важно этим правильно управлять.

Когда у вас нет прямого взаимодействия с людьми, когда вы не можете их каждый день видеть в офисе, как-то их чувствовать, более важным, на мой взгляд, стало получение независимой информации о том, что с людьми происходит. И вот как раз здесь, мне кажется, на первое место выходит анализ цифрового следа и различных других методов анализа того, что происходит с вашими сотрудниками. И это возможно делать, мы научились и всем рекомендуем. Другая часть — это, конечно, психология людей. Понимание текущего психологического состояния и работы с этим.

По моему наблюдению, для многих карантин стал входом в зону комфорта. Человек работает из дома, он немножко расхолаживается. Для меня, наоборот, карантин был выходом из зоны комфорта, достаточно стрессовым периодом. Я могу сказать, что каждый раз, когда я выхожу из зоны комфорта, это всегда период собственного роста. Это вообще хорошая такая штука — выйти из зоны комфорта».

Дмитрий Шостко, директор по данным, «Леруа Мерлен»

«Относительно того, что было в предыдущие месяцы и что ждать в конце этого года, я на самом деле более приземленный человек. На мой взгляд, есть две вещи. Первая — краткосрочная. Мне кажется, все будут инвестировать в те боли, которые они увидели. Каждая индустрия, каждый сектор увидел те вещи, которые у него получались плохо. То, что болело, то, что не получалось, это стало прозрачным. Про это много кто говорил. И вопрос этих полгода-года — это правильные инвестиции ровно в эти боли.

Вторая история долгосрочная. Я бы это сформулировал как понимание, какую роль ты играешь в этой измененной, новой цепочке ценностей. Цепочка точно изменилась. Где-то лишние звенья убрались, где-то они появились. И вот надо понять, ты, как компания, что из себя представляешь, на каких этапах этой цепочки ты играешь, а где ты не играешь. Потому что очевидно, что если, например, взять маркетплейсы, то не может в стране быть 100 маркетплейсов. И вопрос: а тебе нужен свой маркетплейс или ты идешь в чей-то маркетплейс? На каких условиях, как ты к партнерству относишься?

И последняя вещь — у нас не так много среднего и малого бизнеса, но у нас есть, например, банки для предпринимателей. Думаю, что у нас нет сейчас компаний-платформ для предпринимателей. Компаний, которые предоставляют всю инфраструктуру, все сервисы, поддержку и все остальное. Эту нишу могут занять облачные провайдеры. Но пока я не слышал ни разу о том, чтобы кто-то про это говорил. Мне кажется, что эта ниша нужна, потому что любой бизнес сегодня — это технологии. Возможно, эта ниша начнет активно развиваться в ближайшие полгода-год. И я бы хотел в этом поучаствовать, думаю, это будет интересно.

Кроме того, у нас в компании поменялось понимание клиента. Сегодня это уже не тот клиент, который был вчера. Поменялось ощущение того, что в последнее время доставка до клиента — это на самом деле очень важный этап. И инвестиции во взаимодействие с клиентом настолько важны, что если раньше ты формировал гипотезу, где главное — иметь хороший красивый прилавок, на котором все выложено идеально, и есть очень талантливые консультанты, и они могут все разложить по полочкам, то сегодня мы видим: вопрос на самом деле, как вот эту ценность, добавочную ценность для клиента, упаковать ему, не взаимодействуя с ним в офлайн.

Мы в компании увидели, что мягкие навыки (soft skills) — это очень важно. И, к сожалению, наша система образования в основном заточена на hard skills. Поэтому у нас очень сильные программисты в отрасли. И на самом деле, когда ты постоянно живешь на удаленке, когда ты постоянно взаимодействуешь с людьми, очень важно понимать и помогать людям, если у тебя такие способности есть, выравнивать. Постоянное выстраивание отношений, правильная обратная связь, открытая обратная связь — вот на что нужно обратить внимание».

Александр Горник, генеральный директор, Mindbox

«Кризис немножко обнажает все моменты, где болело.

У нас большое количество людей, например, не прошли испытательный срок. Мы растем быстро и во время пандемии активно принимали сотрудников на работу, наем не приостанавливали. Была лишь небольшая пауза на перестройку, может, в одну-две недели. И получили несколько неприятных опытов с удаленным онбордингом. И перестали так делать.

С другой стороны, я бы не сказал, что такая большая трагедия произошла. Наоборот, стала понятна ценность HR. Плохое слово HR — скорее, ценность прямой работы с людьми. У нас еще компания не очень большая. И в принципе все, что называется, на кончиках пальцев, все понятно. А когда все удаленно, и компания одновременно становится больше, ты понимаешь, насколько важно поговорить с каждым. Чтобы у каждого была поддержка, чтобы каждого вести. И вот в это мы будем инвестировать, и да, ценность людей, конечно, стала более очевидна.

Когда люди устраиваются к нам, они подписывают согласие об открытии зарплаты внутри коллектива. Все доходы полностью прозрачны. Нам важен результат, нам не важно, сколько часов человек достигает этого результата. У нас такая концепция — мы платим за результат, не за часы».