РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Налоговые риски сделок M&A в российском ИT-секторе

IT Право Инвестиции Статьи EY
Инвесторам, которые оптимистично смотрят на будущее российских ИT-компаний и планируют приобретения в этом секторе, необходимо учитывать ряд особенностей подобных сделок — в том числе налоговых. О них подробно рассказывает Сергей Погорелов (EY).

До пандемии COVID-19 иностранные и локальные игроки рынка слияний и поглощений демонстрировали значительный интерес к покупкам российских ИT-компаний. Резкий рост спроса на онлайн-сервисы в период самоизоляции, меры налоговой поддержки, анонсированные российским правительством, а также позитивные с точки зрения PR события (например, отмена решения о блокировке мессенджера Telegram в России) позволяют ожидать дальнейшего развития российской ИT-индустрии.

За этим последует и рост количества сделок M&A. При этом инвесторам необходимо учитывать, что налоговый фактор существенно влияет на условия и структуру сделки, а в некоторых ситуациях может стать так называемым дилбрейкером (от англ. deal breaker — фактор срыва сделки).

При покупке — налоговые риски в подарок

Многим компаниям — особенно тем, которые находятся на начальных стадиях своего развития, — присущи схожие черты. Быстрый рост бизнеса зачастую приводит к тому, что рутинные вопросы документооборота, учета, управления персоналом, риск-менеджмента отходят на второй план по отношению к задачам расширения доли рынка и развития продуктов. Подобный подход нередко приводит к возникновению рисков, которые могут стать настоящей головной болью для инвесторов. Поэтому важно выявить их вовремя. В большинстве случаев сделать это можно, проведя должную проверку (due diligence) бизнеса, который планируется приобретать.

На какие аспекты стоит обращать особое внимание при планировании сделок M&A в российском ИT-секторе?

1. Цифры в отчетности

В рекомендациях инвесторам можно часто встретить тезис о том, что финансовые и иные показатели (метрика, выручка, расходы), которые раскрывают собственники продаваемого бизнеса, требуют самой пристальной проверки. И дело здесь не только в том, что продавец может приукрасить положение дел в продаваемом бизнесе, но и в том, каким образом реальные результаты деятельности отражаются в отчетности компаний.