Как уберизировать строительную индустрию
Уберизацией называют бизнес-модель, суть которой заключается в получении услуг без посредников. По этой модели, к примеру, работает сервис такси Uber, давший название явлению, и сайт для аренды жилья для отпуска Airbnb. Uber напрямую связывает пассажиров такси с водителями, минуя операторов таксопарков. В итоге и водитель, и клиент оказываются в выигрыше — первый получает больше, а второй платит меньше. Разрешение спорных вопросов берет на себя сервис, он же обеспечивает единые стандарты качества.
Важно, что Uber фактически предлагает клиенту не автомобиль, а услугу по перемещению из точки А в точку Б. Это же правило действует для многих товаров и услуг, где пользователь платит за конечный результат, а не за инструмент. Следуя мысли американского маркетолога Филипа Котлера, клиент стремится купить не дрель, а отверстие в стене.
Аналогичным образом работает шеринговая экономика — модель, при которой собственность и услуги не приобретаются для личного пользования, а берутся в аренду по мере необходимости.
Еще недавно считалось, что шеринг и уберизация не сработают для крупных компаний, особенно промышленных. Однако эти бизнес-модели уже изменили целые отрасли. Согласно исследованию PwC, к 2025 году оборот шеринговых сервисов составит $335 млрд, догнав суммарный оборот компаний, работающих в тех же отраслях традиционными методами. При этом еще в 2013 году эта цифра не превышала $15 млрд. В Европе в ближайшее десятилетие сегмент будет активно расти не только за счет уже привычных сервисов вроде такси, доставки, аренды жилья или каршеринга, но и за счет развития таких секторов, как энергетика, телеком и строительство.
В телекоме одними из первых к идее делить ресурсы пришли мобильные операторы. Они решили не дублировать инфраструктуру, а разделить затраты на строительство и содержание сотовых вышек с конкурентами. «ВымпелКом» еще в 2015 году продал часть сотовых башен сторонней компании, занимающейся строительством и техническим обслуживанием телеком-инфраструктуры, с последующей арендой. Это позволило оператору снять с себя часть операционных расходов.
Однако если в телекоме новые принципы уже проложили себе дорогу, уберизация строительной отрасли пока только начинается. Здесь достаточно много белых пятен. Чтобы запустить процесс трансформации отрасли, компаниям стоит опираться на опыт лидеров рынка из смежных областей.
Четыре шага к цифровой трансформации строительной отрасли
Шаг № 1. Сделать большие данные основанием для бизнеса
Kaeser Kompressoren, один из лидеров по производству компрессорного оборудования, с помощью big data выстроил принципиально новую модель продаж. Компания стала продавать не оборудование, а конечный продукт — сжатый воздух. Он необходим для технологических процессов во многих отраслях. Теперь клиенты Kaeser Kompressoren, по сути, платят за сервис и реально потребленные кубометры воздуха, а компания берет на себя эксплуатацию и сопровождение систем. Клиенты Kaeser Kompressoren — металлургические предприятия и производители лакокрасочных изделий, в том числе концерн BASF Coatings.
Использование big data может стать отправной точкой и для трансформации строительной отрасли. К сожалению, у строительных компаний гораздо меньше возможностей получить обратную связь от конечных потребителей. Однако подобные примеры уже есть.
Немецкий производитель керамической и минеральной черепицы Braas Monier решил связать кровельщиков и конечных потребителей. Производитель, реализующий продукцию в основном через дистрибьюторов, не знал, с какими проблемами обычно сталкиваются домовладельцы при замене или ремонте крыши. Но выяснил это. В марте 2017 года Braas Monier запустил в Германии онлайн-платформу MeinDach («Моя крыша») — ее пользователи могут не только купить кровельные материалы и нанять исполнителей, но и получить кредит на замену или ремонт крыши.
Шаг № 2. Разделить ресурсы с партнерами или конкурентами
Эту идею уже взяли на вооружение многие крупные компании. Они совместно арендуют офисы и инфраструктуру, обмениваются друг с другом неиспользованными ресурсами или продают их.
Широко распространена практика, когда одни компании арендуют спецтехнику у других либо же непосредственно у производителей техники. Например, небольшие фермерские хозяйства, которые не могут позволить себе купить тракторы и комбайны, арендуют их у крупных сельхозпроизводителей. Техника стоит дорого, а работает в поле не более четырех месяцев в году. При этом в межсезонье ее необходимо где-то хранить.
Аналогичным образом могут поступать и игроки строительного рынка. Если строительная компания сдаст в аренду конкуренту простаивающие экскаваторы и краны, то не только заработает, но и, возможно, в будущем сможет превратить его в партнера.