Материал раздела Основной

Интеллектуальные активы бизнеса: как защитить права на доменное имя

Открытая регистрация доменных имен приводит к спорам: нередко доменное имя компании регистрируют конкуренты или киберсквоттеры. Вадим Зайнакаев, консультант практики интеллектуального права «Лемчик, Крупский и партнеры» — о том, как действовать компании
Фото: marvent / Shutterstock
Фото: marvent / Shutterstock

Доменное имя с точки зрения права

Российский законодатель исходит из позиции, что доменное имя не относится к средствам индивидуализации, перечисленным в главе 76 Гражданского кодекса РФ. Закон «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» № 149-ФЗ определяет доменное имя как обозначение символами, предназначенное для адресации сайтов в Сети интернет в целях обеспечения доступа к информации, размещенной в ней. В ряде случаев использование доменного имени признается исключительным правом на товарный знак (пп. 5 п. 2 ст. 1484 ГК РФ) и на наименование места происхождения товара (пп. 4 п. 2 ст. 1519 ГК РФ).

В отношении доменных зон.рф и.ru, администратором которых в России выступает Координационный центр национального домена, действуют особые правила регистрации. Согласно им лицо, полагающее, что администрирование доменного имени нарушает его права, может предъявить претензию лицу, на имя которого зарегистрирован домен, а также обратиться с соответствующим заявлением в суд (п. 2.9 правил). Правила в том числе предусматривают процедуры, подлежащие применению при возникновении споров о доменных именах. Некоторые разъяснения содержатся в справке Суда по интеллектуальным правам.

В отношении родовых доменов верхнего уровня (.com,.org,.info и др.) действует единая политика разрешения споров (UDRP), с ними связаны ее правила.

Регистрация доменного имени может быть признана актом недобросовестной конкуренции, повлечь нарушение исключительного права на товарный знак или иное средство индивидуализации. Доменные споры регулируются как во внесудебном, так и в судебном порядке.