РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Хайп и безденежье: как культура стартапов губит малый бизнес США

Менеджмент Инвестиции Статьи Bloomberg
Если отбросить весь шум по поводу модных стартапов и обратиться к реальным показателям, то окажется, что дела у малого и среднего бизнеса в США идут не очень хорошо. Bloomberg разбирался, поможет ли пандемия решить застарелые проблемы
Фото: Bloomberg Businessweek
Фото: Bloomberg Businessweek

Двести девяносто лет назад ирландско-французский экономист Ричард Кантильон определил предпринимателей как людей, которые работают за нефиксированную ставку. Он также подметил, что их всех, от зажиточных негоциантов до оборванцев, объединяет неизбежная необходимость брать на себя риск. Это цена, которую нужно платить за независимость.

И сейчас особенно наглядно видно, какой высокой может оказаться эта цена. Многим небольшим компаниям пришлось остановить работу на время карантина, другие столкнулись с падением спроса и тоже оказались на краю гибели. По данным Бюро переписи населения США, на второй неделе июня 44% местных предприятий сообщили о падении выручки из-за пандемии. Уже ясно, что многие небольшие магазинчики и рестораны не смогут пережить кризис, вызванный COVID-19. Конечно, внушает надежду, что в большинстве своем предприниматели — люди, которые не привыкли сдаваться. И все же пандемия может не только стать поворотным моментом для американских компаний, но и подсказать пути для восстановления и максимально сбалансированного обновления бизнеса. Если, конечно, удастся извлечь уроки из всего происходящего.

В год, когда в США должны пройти выборы, политики всех мастей стали особенно много говорить о заслугах малого бизнеса. Действительно, на бумаге все выглядит очень хорошо. Малые и средние предприятия (к ним относят компании со штатом менее 500 человек) трудоустраивают около половины работающих американцев, а их вклад в ВВП страны, по последним подсчетам, составляет 44%.

Но если отбросить хвалебную риторику и лестные показатели, можно заметить тревожный тренд. За последние два десятилетия сфера предпринимательства в США парадоксальным образом изменилась. С культурной точки зрения этот сектор стали романтизировать еще больше. Ведь известные ИТ-стартапы и харизматичные молодые основатели перевернули индустрию с ног на голову и создали новый класс капиталистов-супергероев — тут достаточно просто взглянуть на Илона Маска.

Сложно было не заметить весь этот ажиотаж: коворкинги WeWork принимают все больше новых стартапов, участники бизнес-шоу Shark Tank добиваются впечатляющих результатов, а миллениалам пророчат судьбу самого предпринимательски ориентированного поколения в истории. Но если обратиться к конкретным показателям, то можно выяснить, что сфера предпринимательства в США за последние 20 лет в лучшем случае стояла на месте, а в худшем — деградировала.