РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Команда мечты: какие сотрудники наиболее ценны и что делать со «звездами»

HR Менеджмент Статьи РБК
Все тимлиды периодически задумываются о способах повысить эффективность своей команды. Алекс фон Розен, СТО платежной системы «ПЕРВЫЙ ЦУПИС», собрал самые распространенные, но отнюдь не самые простые вопросы, которые могут возникать в работе с людьми
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Каждый руководитель хотя бы раз в жизни сталкивался с ситуацией, когда в команде проекта нужно что-то менять. Это неотъемлемая часть циклов становления и развития проектов, поэтому избежать ее не удастся. Причины для перемен могут быть разными — как позитивными, так и негативными: пересмотр вектора развития бизнеса, выход на новые рынки, смена руководства компании с последующими кадровыми перестановками, вынужденное сокращение бюджета, экономический кризис в стране и так далее.

Однако мало кто готов мириться с этой данностью — людям свойственно искать способы избежать проблем. Поэтому первое, что нужно помнить руководителю: не стоит бояться перемен — нужно, напротив, использовать это время для оздоровления своего проекта, освобождения от балласта и выхода на новые этапы роста.

Уволить нельзя оставить

«У меня отличный коллектив, но сейчас я не могу себе позволить содержать всех сотрудников. Как и кого уволить, чтобы сохранить хотя бы основное кадровое ядро?»

Увольнять хороших специалистов всегда неприятно, даже больно. К тому же этот процесс подразумевает ущерб для проекта. К сожалению, способа полностью устранить негативные последствия нет, но их хотя бы можно минимизировать.

Разделите ваш коллектив на три составляющие:

  • «скелет» — специалисты, владеющие ключевой для бизнеса экспертизой;
  • «мышцы» — самые эффективные и преданные делу исполнители;
  • «жировая прослойка» — вспомогательные специалисты без уникальных навыков, знаний и высокой производительности.

Как именно выполнить такое разделение? Во-первых, полагайтесь на свою экспертную оценку. Во-вторых, не пренебрегайте мнением остальных руководителей и самого коллектива — метод «Оценка 360», например, неплохо работает.

Если сохранить «скелет» и «мышцы», то впоследствии можно нарастить и «жировую прослойку», она тоже важна. Поэтому сосредоточьте ваше внимание именно на вспомогательных сотрудниках.

Ревизия менеджмента: как правильно увольнять во время кризиса
HR Менеджмент Статьи Bloomberg
Фото: Andrii Yalanskyi / Shutterstock

Важный момент: при расставании следуйте «золотому правилу нравственности» — не обрекайте других на то, через что сами страшились бы пройти. Честно рассказывайте о причинах своего решения, по возможности старайтесь помочь с поиском нового места работы и не экономьте чрезмерно на выходных пособиях — имидж дороже. Вопросом выходных пособий полезно озаботиться заранее, постепенно создавая специальный стабилизационный фонд.

Торопиться не спеша

«Я никак не могу набрать команду, очень медленно идет. Что делать?»