РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Выжить — недостаточно: как бизнесу остаться на плаву после кризиса

Менеджмент Статьи РБК
Каждый выживший предприниматель задается вопросом, как остаться на плаву и после кризиса. Сергей Будяков, сооснователь и гендиректор компании «Юздеск», напомнил о восьми приемах, которые не требуют больших ресурсов,  а только внимания и последовательности

C начала марта российская экономика переживает один из самых глубоких спадов в современной истории. Есть риск, что восстановление будет неравномерным. Аналитики McKinsey считают, что к концу 2020 года ВВП страны сократится на 3,8% в лучшем случае и на 10,2% — в худшем.

В условиях экономического спада частному бизнесу России приходится нелегко. Кризис заставил пересмотреть стратегии компаний, по-новому взглянуть на бизнес, искать стимулы для развития. Кто-то был вынужден закрыться, а кому-то удалось подстроиться под ситуацию и извлечь прибыль.

Как сегодня действовать тем, кто хоть и остался на плаву, но не смог быстро измениться и продолжает терять клиентов? Вот несколько советов, которые помогут сделать первые шаги для будущих перемен.

1. Проанализируйте конкурентов

Во-первых, можно проанализировать сферы, с которыми не работают ваши конкуренты, и кастомизировать свои решения под их нужды. Есть даже вероятность, что таким образом получится найти «голубой океан» для своего бизнеса.

Во-вторых, можно выяснить, с какими проблемами сталкиваются пользователи конкурирующих продуктов. Для этого нужно провести много времени на тематических форумах, почитать отзывы в интернете, зайти в социальные сети брендов или использовать поиск по ключевым словам в Facebook (клиенты часто пишут восторженные или, напротив, разъяренные посты на своих личных страницах с указанием компании).

В-третьих, мониторинг информационных поводов вокруг ваших конкурентов — это хорошая возможность для рефлексии и переосмысления позиционирования собственного продукта. Вполне вероятно, что вы уже давно создали нечто полезное для своей аудитории или приняли участие в социально значимом проекте, но не рассказали об этом широкой публике, в отличие от конкурентов. Пора это исправить.

2. Общайтесь с единомышленниками в тематических группах и сообществах

В Facebook есть множество тематических групп (Websarafan, региональные «Клубы предпринимателей» и т.п.), в которых предприниматели ищут профессиональные советы, подрядчиков, обсуждают проблемы бизнеса.

Такие сообщества — отличное место, чтобы сформировать имидж эксперта. Нужно отвечать на релевантные вашему опыту вопросы и участвовать в дискуссиях. Холодные продажи здесь, естественно, не работают. Генерация лидов в данном контексте будет результатом вашей вовлеченности и демонстрации личной экспертизы.