РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Владимир Кулагин

Как ИИ оградит киноиндустрию от космических убытков

Индустрия развлечений Инновации Статьи McKinsey
Производители фильмов и прокатчики приглашают на главные роли звезд и проводят фокус-группы, но нередко впустую тратят миллиарды. Факторов успеха так много, что найти верный рецепт порой под силу лишь ИИ, пишет Владимир Кулагин, старший партнер McKinsey
Фото: Jakob Owens / Unsplash
Фото: Jakob Owens / Unsplash

Мир переживает контентный бум, вызванный быстрым ростом индустрии развлечений и медиа. Ее объем по итогам 2018 года составил $ 2,1 трлн. Ожидается, что до 2030 года объем будет расти ежегодно более чем на 10%. В России объем только сегмента OTT-видео в 2018 году достиг $177 млн. Согласно прогнозам, в период до 2023 года сегмент будет расти в среднем на 26% в год.

Мировой объем инвестиций в контент, прежде всего в цифровой, не менее впечатляющ. Общая ежегодная стоимость развлекательных фильмов и сериалов оценивается на уровне более $200 млрд, сопутствующие расходы на творческий и иной маркетинг контента — $340 млрд. На российском рынке «Яндекс» уже объявил об инвестициях в контент в размере 5 млрд руб., не отстают Rambler Group, IVI, «Газпром Медиа». Затраты окупаются: мировые потребительские расходы под влиянием маркетинга уже перевалили за $500 млрд и в ближайшие годы, по экспертным оценкам, превысят $1 трлн.

Дорогие провалы

Проблема, однако, состоит в том, что далеко не все затраты окупаются — предсказать коммерческий успех того или иного фильма, сериала или компьютерной игры чрезвычайно сложно. Ошибаются даже те, кто имеет очень хорошую репутацию в мире кинопроизводства. Свежий пример: коммерческий провал одного из самых долгожданных фильмов 2019 года — «Щегла».

Роман Донны Тарт, по которому он был снят, получил множество премий — от Пулитцеровской и «Лучшей книги года» по версии Amazon.com до медали Эндрю Карнеги. У него многомиллионная армия фанатов во всем мире. В съемках принимали участие звездные сценарист, режиссер и актеры. Бюджет картины составил $44 млн, а мировые сборы оказались почти в 4,5 раза меньше — всего $10 млн.