Почему стартап не «взлетел»: топ-10 ошибок разработчиков и маркетологов
1. Исключительная фиксация на краудфандинге
С одной стороны, понятно, что для успеха проекта важно сразу обеспечить ему здоровое финансовое питание. Но зачастую привлечение инвесторов становится самоцелью и затмевает суть стартапа, особенно в сфере блокчейн-технологий. А избыточное финансирование приводит к тому, что презентованная компанией идея остается именно идеей, которая имеет лишь спекулятивную ценность.
Происходит это так. Компании декларируют грандиозные планы, сначала привлекают частных инвесторов, затем проводят ICO, потом IPO, все сопровождается бурными маркетинговыми активностями, созданием сайтов, ведением соцсетей. Это продолжается годами, и хорошо, если спустя пару лет у компании появляются MVP и одно-два локальных внедрения продукта.
Как правило, избыточное финансирование приводит к тому, что активы проекта, будь то акции или токены, приобретают не реальную, а спекулятивную ценность. То есть стоимость активов продолжает зависеть не от того, насколько успешно разработчики «пилят» продукт, и не от того, насколько масштабно он внедряется, а исключительно от маркетинговых активностей, крупных партнерств и т.д.
Удалось прогреметь — цена токена повысилась, и ты разбогател на его продаже. Оскандалился — цена токена упала, и ты можешь просто выкупить его за бесценок, снова громко пропиарить проект очередной сделкой и продать токены уже дороже. Замкнутый круг.
Так зачем тогда вообще заниматься разработкой? Исключительно для того, чтобы продолжать дурачить инвесторов. Поэтому и программные продукты спустя два-три года остаются крайне незрелыми. И да, это напоминает «пирамиду», а то и «мыльные пузыри», которым год назад аналитики дружно предрекали схлопывание. Но нет, они не схлопываются. Часть сдувается с большей или меньшей скоростью, а некоторым удается снова раздуться.
Вот эти все явления и определяют высокую волатильность рынка криптовалют. Но есть надежда, что рынок постепенно очистится самостоятельно. Потому что ошибки у стартапов одни и те же и несоответствие между маркетинговой активностью и реальной разработкой не единственная беда этого рынка.
2. Отсутствие тщательного документирования ПО
Те компании, которые сумели сделать нечто хотя бы отдаленно похожее на заявленный продукт, не всегда полностью обеспечивают его документацией. Бывает очень трудно добиться от разработчиков обычных метрик сети блокчейна или проследить генеалогию кода, который используется в разработках, поскольку компании никогда и ни за что не признаются, что их продукт вторичен.