РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Маркировка товаров с 1 июля: что нужно знать новичкам

Ретейл Право Инструкции СКБ Контур
С 1 июля 2020 года организации, которые торгуют обувью, табачными изделиями, а также аптеки и медицинские организации, обязаны маркировать товары. О том, что нужно знать тем, кто никогда этого не делал, рассказала Анна Шипицина, эксперт «Контур.Маркет»
Фото:Сергей Савостьянов / ТАСС
Фото: Сергей Савостьянов / ТАСС

Зачем нужна маркировка

Маркирование товаров двумерным кодом в формате Data Matrix дает возможность контролировать путь продукции от завода-изготовителя до точки продаж. Это выгодно потребителям и государству: уменьшается количество контрафакта и снижается процент граждан, пострадавших от подделок, увеличивается количество легальных бизнесов и выплачиваемых налогов. В частности, по данным компании Nielsen, только в III квартале 2019 года доля контрафактной табачной продукции в России достигла 15,6% общего объема продаж, превысив на 7,2 п.п. уровень 2018 года.

Обязательная маркировка снизит количество товаров, за качество которых никто не может поручиться. Покупатели проверят подлинность товара через бесплатное мобильное приложение «Честный знак». Достаточно просканировать код на упаковке, и приложение расскажет, где произведена продукция, легально ли она продается, из чего состоит.

Облачная система мониторинга «Честный знак» создана, чтобы предприниматели фиксировали получение и вывод продукции из оборота (экспорт, передачу, списание и пр.), а частные лица — контролировали подлинность товаров. Организацией работы занимается оператор маркировки — Центр развития перспективных технологий.

В системе мониторинга движение товаров фиксируется накладными в формате электронных УПД с кодами маркировки. УПД может служить первичным документом при отгрузке, а может включать в себя счет-фактуру. Коды в УПД должны соответствовать фактическим кодам маркировки. На конец июня в «Честном знаке» зарегистрированы более 220 тысяч предпринимателей, около тысячи организаций к системе присоединяются ежедневно.

Передать данные в систему мониторинга «Честный знак» можно двумя способами.

  1. Сформировать УПД в самой системе.
  2. Передать УПД контрагенту через систему юридически значимого электронного документооборота — тогда оператор ЭДО сам отправит данные в «Честный знак».

Электронный счет-фактура должен формироваться по установленному порядку и передаваться через оператора ЭДО (приказ Минфина от 10.11.2015 № 174н). Только тогда документ имеет юридическую силу. ЦРПТ оператором ЭДО не является. Это значит, что, применяя УПД как сочетание первичного документа и счета-фактуры, отправлять его следует только через оператора ЭДО.

Как продавать маркированные товары