РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

За чертой бледности: как агентство продвигает российские фирмы в Африке

Финансы Услуги Разработка ПО Маркетинг PR и коммуникации Кейсы РБК
Всего за три месяца существования маркетинговое агентство Exotic.vc получило в свое распоряжение бюджет $4,8 млн. Эти деньги основателям, которые в Африке не первый год, доверили российские компании, опасающиеся самостоятельно работать в регионе
Фото:Анастасия Ляпина
Фото: Анастасия Ляпина

В 2015 году уроженец Мурманска Михаил Ляпин с несколькими партнерами создал кредитную организацию MoneyRock, выдававшую онлайн микрозаймы жителям нескольких стран Африки и Латинской Америки. «На пике было порядка 700 тыс. скачиваний приложения, примерно каждый 50-й житель Кении был нами облагодетельствован», — вспоминает Ляпин. В марте 2020 года он продал свою долю партнерам и вместе с бывшим директором MoneyRock по маркетингу, земляком Игорем Знаком, запустил новый бизнес — агентство по развитию бизнеса Exotic.vc, готовое взять на себя продвижение любых продуктов и услуг иностранных компаний в Африке. Ляпин тогда уже три года жил в Найроби и осознавал потенциал региона. «Африка — это огромный растущий рынок, — поясняет предприниматель. — В десяти крупнейших странах проживают порядка 70% всего населения континента — около 800 млн человек, причем примерно три четверти жителей — младше 25 лет. Они точно так же видят по телевизору рекламу и хотят потреблять, пусть и не всегда на это есть деньги. Они хотят свой дом, учиться или на худой конец просто поиграть на смартфоне».

Цена привлечения клиента здесь существенно ниже, чем в России, и многие компании приходят в Африку в надежде найти побольше местных потребителей. Однако самостоятельно сделать это непросто, считает Ляпин. «Вот ты работаешь в Германии, хочешь продавать свой товар в России и разместиться у какого-то блогера, — иллюстрирует он свою мысль. — Ты смотришь — есть Лебедев и есть Дудь. Разницы вроде никакой: оба высокие, оба про молодую аудиторию. Однако они очень разные, и аудитория у них отличается. Сам ты об этом не узнаешь, кто-то местный тебе должен эту разницу разжевать, а цена ошибки — успех торговой марки, которую ты продвигаешь. Особенно если блогер замешан в каком-нибудь скандале». Exotic.vc нанимает местных сотрудников, чтобы они выбирали оптимальные каналы для продвижения и договаривались с журналами, газетами, медиапорталами и блогерами. Сейчас в управлении агентства, которому всего три месяца от роду, находится маркетинговый бюджет $4,8 млн, доверенный ему четырьмя российскими компаниями.