Как составить новый социальный контракт с сотрудниками. Часть I
Все больше государств снимают введенные в экономической сфере ограничения и пытаются подсчитать, какие затраты в области здравоохранения понесут. Если использовать популярную метафору, предложенную американским писателем Томасом Пуэйо, то текущий этап пандемии COVID-19 можно назвать длительным «танцем». Скорее всего, в ближайшее время экономика будет делать два шага вперед, а потом из-за вируса один или два шага назад. Сотрудники компании на передовой — главные исполнители этого танца. Суровые испытания, вызванные коронавирусом, привели к тому, что компании наконец начали воздавать им должное. Но теперь CEO должны избежать отката к старым способам работы. И для этого разработать новый социальный контракт (речь здесь не идет о новой организационной структуре, а скорее о формировании новой корпоративной культуры, новых процессов управления, новых ролей при принятии решений). Появление такого контракта приведет к возникновению карьерных путей с бесконечным множеством возможностей для развития.
Составить новый социальный контракт будет нелегко. Руководителям нужно будет ответить на три вопроса. Во-первых, как сохранить лучшие практики, появившиеся во время действия режима самоизоляции (небольшие команды, приближенные к agile-командам, более гибкие способы работы, тесную связь между «сотрудниками на передовой» и высшим руководством) и при этом обеспечить участие правильных людей, включая менеджеров среднего звена, в принятии критически важных решений? Во-вторых, как и дальше избегать худших аспектов «планирования», одновременно увеличивая уровень скоординированности и ответственности сотрудников? В-третьих, как начать разговор о новом контракте со своими сотрудниками, в то время как будущее многих рабочих мест остается неопределенным?
Лучшие CEO определят наиболее значимые для функционирования компании роли и начистоту обсудят с сотрудниками, которые их занимают, условия нового социального контракта.