РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Евгений Рагузин

На одно лицо: почему россияне почти не отличают ретейлеров друг от друга

Ретейл Продуктовый ретейл Прогнозы Oliver Wyman
Покупатели становятся внимательнее к цене, а ретейлеры используют одни и те же стратегии для их привлечения. Это делает ключевых игроков все более похожими в глазах клиентов. Новые тренды розничной торговли ― в исследованиях Oliver Wyman
Фото:Kevork Djansezian / Getty Images
Фото: Kevork Djansezian / Getty Images

Кризисы и скидки

Экономический кризис, вызванный пандемией, затронул самые разные сферы бизнеса и, в частности, изменил ситуацию в розничной торговле. Чтобы остаться в игре, ретейлерам придется перестроить свои стратегии, учитывая новые реалии.

Для России это не первый кризис. Начиная с экономических потрясений 2014 года россияне живут в состоянии неопределенности. Это отразилось на ключевых показателях рынка: реальные доходы населения снижаются, а инфляция остается высокой. Рост цен особенно заметен в сегменте продовольственных товаров.

Стесненные в средствах потребители все чаще выбирают товары со скидками. Доля акционных продаж растет начиная с 2015 года. Так, в 2019 году она составила 63% от всего рынка FMCG в денежном выражении.

Одинаковые ретейлеры

Уровень цен в магазине и промоакции, которые он проводит, в значительной степени определяют выбор потребителя. При этом в последние годы покупатели видят все меньше различий между розничными игроками ― их программы лояльности и промоакции похожи друг на друга, а цены отличаются незначительно. Усиление конкуренции и рост популярности онлайн-ретейла заставляют розничных игроков прибегать к схожим стратегиям в борьбе за долю на рынке.