РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Hard DIY: особенности e-commerce на сложных рынках

Металлургия Строительство Интернет-торговля Продажи Статьи Металл Профиль
Максим Лопатин, коммерческий директор компании «Металл Профиль», крупного производителя строительных материалов из стали, рассказывает об особенностях интернет-торговли на сложных рынках

В 2019 году мировой рынок e-commerce вырос почти на 18% и составил $3,46 трлн. В России темпы прироста были выше — почти 33%, а объем, по некоторым данным, превысил 2 трлн руб.

В ближайшем будущем тенденция сохранится: все больше покупателей уходит в онлайн. Весной 2020 года для многих российских компаний наличие отработанной системы онлайн-продаж стало единственным условием выживания. Поэтому сегодня в необходимости развития e-commerce не сомневается уже никто.

Тем не менее в разных отраслях ситуация складывается по-разному. Если внимательно посмотреть на рынок, становится очевидно, что основной объем интернет-продаж приходится на долю потребительских товаров и услуг.

На рынках продукции промежуточного потребления картина иная. Особенно четко существующий разрыв проявился во время пандемии на рынках строительных материалов, инженерного оборудования и в других сегментах hard DIY. Многие производители в один момент лишились сбыта, из-за того что не уделяли должного внимания развитию e-commerce. А те, кто развивал систему онлайн-продаж, напротив, оказались в выигрышной ситуации и получили стратегическое конкурентное преимущество.

Кто не успел — тот пострадал

Согласно нашей статистике, по состоянию на начало 2020 года только 10–15% российских компаний, работающих на рынках стройматериалов и индивидуального жилищного строительства, занимали активную позицию в вопросах развития собственных интернет-проектов и инвестировали в них либо планировали это делать.

40–50% игроков рынка были готовы вкладывать в интернет-продвижение какие-то фиксированные суммы, но предпочитали использовать готовые решения или выставляться на сторонних площадках. Впрочем, последнее осложнялось тем, что на рынках непотребительских товаров такого рода отсутствуют полноценные маркетплейсы.

Это объясняется целым рядом причин: