РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Меньше, но чаще: как пандемия усилила тренд на сборные грузоперевозки

Логистика Статьи OnlogSystem
Евгений Шеховцов, учредитель таможенно-логистического оператора OnlogSystem, рассказывает о том, что необходимо знать предпринимателю о сборных грузах: плюсы и минусы; кому подходят, а кому нет; с какими странами проще работать
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images

Период пандемии для многих российских и зарубежных компаний стал серьезным испытанием на прочность. Все сферы экономической деятельности, включая внешнеторговые операции, оказались в зоне сильнейшей турбулентности, в результате которой произошла стремительная перестройка глобальных цепочек поставок.

Экономический спад выразился в существенном снижении спроса как в b2b-секторе, так и со стороны конечного потребителя. Кроме того, он был «дополнен» административными ограничениями на международное сообщение автомобильного и авиационного транспорта.

В логистическом уравнении поменялось сразу несколько переменных, нарушивших баланс спроса со стороны заказчиков и предложения со стороны перевозчиков. Сейчас ситуация вызывает сдержанный оптимизм, но возврат товарооборота к объемам, сопоставимым с 2019 годом, по прогнозам Всемирной торговой организации (ВТО), в лучшем случае возможен только в 2021–2022 годах. Пессимистичный сценарий на ближайшие два года оставит мировую торговлю на уровне 2012–2013 годов.

Тренд — сборные (LCL) грузы

На протяжении последнего десятилетия становились все более востребованными сервисы в области обработки и перевозки сборных грузов. В профессиональной терминологии их часто называют LCL-грузы (less than container load) или LTL-грузы (less than truckload). Этому способствовали четыре фактора:

  • меняющаяся сущность международной торговли;
  • либерализация доступа к глобальному рынку для небольших производителей;
  • рассвет e-commerce;
  • упрощение таможенных процедур.

Термин LCL подходит также для авиационных отправлений небольших партий. По своей сути он относится ко всем грузам, объем которых менее стандартной транспортной единицы и которые консолидируются с другими грузами одного или нескольких заказчиков.

Пандемия COVID-19 не изменила тренд, а стала катализатором давно зародившегося процесса.

Плюсы и минусы

Вот безусловные плюсы грузоперевозок в составе сборной партии:

  • высокая гибкость снабжения (участники рынка имеют возможность заказывать меньшие партии большего ассортимента у отдельных производителей в разных частях света);
  • меньшая капиталоемкость внешнеторговых закупок, оптимизация складских остатков и ускорение оборачиваемости товара;
  • доступ к клиентам по всему миру для небольших производителей, а также поставщиков кастомизированной продукции, приобретаемой небольшими партиями;
  • сокращение сроков и стоимости доставки интернет-покупок частных лиц.

К недостаткам прежде всего нужно отнести более высокую стоимость обработки и перевозки на единицу груза. Накладные расходы, связанные с консолидацией небольших партий, подготовкой индивидуальных документов, маркировкой и таможенным оформлением, неизбежны. Чем меньше партия, тем больше доля подобных издержек в себестоимости товара.

Денис Гиниятов Как перевозчики грузов пытаются обелить рынок
Услуги Такси и пассажирские перевозки Грузоперевозки Финансы и бухгалтерия Кейсы GTE Logistics
Фото: Sean Gallup / Getty Images

Но есть и обратный процесс. В этом сегменте обострилась конкуренция, складская логистика стремительно автоматизируется, упрощаются документооборот и таможенные формальности. Это привело к тому, что разрыв в стоимости доставки сборных и генеральных отправок значительно снизился. Если принять во внимание экономию на оборотном капитале, а также гибкость цепочек поставок, для многих предпринимателей LCL-грузы в итоге оказываются экономически обоснованными.

Вариант не для всех

Недостаточно принять во внимание плюсы и минусы подобного сервиса. Необходимо также учесть, что некоторые категории грузов принимаются к перевозке в составе консолидированной партии с существенными ограничениями либо не принимаются вообще.

Среди них можно выделить (список не исчерпывающий, здесь чаще всего встречающиеся):