РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Ольга Лукина

Нашествие «мессий»: пандемия прибавит коучам-шоуменам клиентов

Менеджмент Статьи РБК
После выхода из карантина нас не минует новое нашествие так называемых коучей, обещающих решить все проблемы за час-полтора. Те, кто изнервничался во время карантина и потерял финансовую почву под ногами, наверняка станут для них легкими жертвами
Фото: Matej Kastelic / Shutterstock
Фото: Matej Kastelic / Shutterstock

Я вспомнила, какие обещания еще несколько месяцев назад давал в Таиланде некий «коуч № 1»: «Успех — 100%... Достижение целей — 100%… Увеличение дохода — 264%... Похудание — на 17 кг… Новые отношения — за 24 часа». Роскошный лендинг длиной около метра уверенно подводил к покупке билета на шоу за $750. Только в самом низу простыни пытливый искатель счастья мог обнаружить крошечный дисклеймер на сером фоне, где мелким размытым шрифтом было написано: все, о чем сказано выше, вероятно, произошло с другими, а что получите вы, мы знать не можем и ответственности за это не несем.

Обещание чуда. Дорого

Подозреваю, что жители США, откуда в Таиланд приехал «коуч № 1», давно уже наелись всего этого и успели повзрослеть. Поэтому таким вот «коучам № 1» не остается ничего, кроме как окормлять обитателей стран с сырьевой, но развивающейся экономикой, с недавно народившимся и еще не зрелым средним классом, жаждущим вестернизации, карьерного успеха, наращивания капитала и нового, неизведанного счастья.

Добавьте сюда невысокий уровень социальной свободы (а значит, и ответственности) людей в таких странах, который, впрочем, вписывается в устоявшуюся систему вертикальных детско-родительских отношений человека с централизованной системой власти. Это идеальная ситуация «мессий»: «дети» ищут новые авторитетные «родительские фигуры», которые приведут их к свободе, карьерному успеху и благополучию.

Массированная, обещающая многое, реклама работает. Те, у кого есть проблемы с пониманием себя и смысла своей жизни (в профессиональной самореализации, либо в близких отношениях), — потенциальные жертвы и спонсоры всевозможных «коучей № 1». Многим из них нужны шоу, зрелища и хочется прикоснуться к чьему-то блестящему успеху. Поверить, что это возможно. Так они спасаются от пустоты.

Эрих Фромм очень давно написал об этом в своей книге «Бегство от свободы». Покупая билет на такие шоу, зрители приобретают обещание чуда. И получают его: приходят в театр-ресторан «коуча № 1», чтобы почувствовать там аромат деликатесных блюд «успеха» и «правильной жизни».