РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной
Никита Непряхин

Включай логику: 7 законов аргументированного спора

Менеджмент Кейсы Business Speech
Вы когда-нибудь задумывались, зачем в университете преподают логику? Ведь в реальной жизни трудно свести спор к дедукции или индукции. На повестке дня могут быть десятки данных и непростых суждений. Не запутаться во всем этом поможет теория аргументации
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Три кита аргументации

Во-первых, важно, что́ вы доказываете, то есть тезис. В коммерческой презентации он может быть таким: «Вам стоит купить мой продукт». А на выступлении перед советом директоров с защитой бюджета — таким: «Необходимо выделить миллион рублей на мой проект». Тезис — это основная цель, смысл и суть процесса доказательства.

Во-вторых, важны сами аргументы. Это доводы, с помощью которых вы доказываете тезис.

В-третьих, важно наличие причинно-следственной связи между тезисом и аргументами.

Где тезис, а где аргумент?

При работе с большими информационными блоками не всегда легко определить, где причина, а где следствие. Более того, собеседник не всегда формулирует тезис, зачастую лишь подразумевая его. Так что приходится внимательно анализировать аргументацию, чтобы разобраться, что, с помощью чего и как доказывается.

Запомните:

Аргумент — причина, а тезис — всегда следствие. Из причины вытекает следствие, а значит из аргумента — тезис.

Тезис чаще всего более общее утверждение, а аргумент — более частное.

Слова, связывающие утверждения, подскажут, где тезис, а где аргумент: «потому что», «из этого следует», «так как», «значит» и т.д. Например, возьмем связку «потому что»: есть следствие (вывод), потому что есть причина (посылка). То есть, условно говоря, тезис — потому что аргумент.

Чтобы процесс доказательства был правильным, корректным и логичным, необходимо соблюдать требования аргументации.