РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Никита Непряхин

Включай логику: 7 законов аргументированного спора

Менеджмент Статьи Business Speech
Вы когда-нибудь задумывались, зачем в университете преподают логику? Ведь в реальной жизни трудно свести спор к дедукции или индукции. На повестке дня могут быть десятки данных и непростых суждений. Не запутаться во всем этом поможет теория аргументации
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Три кита аргументации

Во-первых, важно, что́ вы доказываете, то есть тезис. В коммерческой презентации он может быть таким: «Вам стоит купить мой продукт». А на выступлении перед советом директоров с защитой бюджета — таким: «Необходимо выделить миллион рублей на мой проект». Тезис — это основная цель, смысл и суть процесса доказательства.

Во-вторых, важны сами аргументы. Это доводы, с помощью которых вы доказываете тезис.

В-третьих, важно наличие причинно-следственной связи между тезисом и аргументами.

Где тезис, а где аргумент?

При работе с большими информационными блоками не всегда легко определить, где причина, а где следствие. Более того, собеседник не всегда формулирует тезис, зачастую лишь подразумевая его. Так что приходится внимательно анализировать аргументацию, чтобы разобраться, что, с помощью чего и как доказывается.

Запомните:

Аргумент — причина, а тезис — всегда следствие. Из причины вытекает следствие, а значит из аргумента — тезис.

Тезис чаще всего более общее утверждение, а аргумент — более частное.

Слова, связывающие утверждения, подскажут, где тезис, а где аргумент: «потому что», «из этого следует», «так как», «значит» и т.д. Например, возьмем связку «потому что»: есть следствие (вывод), потому что есть причина (посылка). То есть, условно говоря, тезис — потому что аргумент.

Чтобы процесс доказательства был правильным, корректным и логичным, необходимо соблюдать требования аргументации. Единого свода правил нет (неформальная логика оправдывает свое название). Позволю себе представить вам свою версию, адаптированную к реальной практике. Из большой совокупности требований я оставил семь логических законов, которые легко понять и использовать в повседневной жизни и бизнесе.

Требования к тезису

Закон № 1: тезис должен быть ясным, точным и понятным для всех участников коммуникации.

Представьте, что вы пришли на собрание, посвященное маркетинговому бюджету компании. Начинается жаркое обсуждение, стороны приводят свои доводы. Потом все заходят в тупик, потому что каждый понимает под словом «маркетинг» что-то свое: один — рекламный бюджет в СМИ, другой — SMM-активность, третий — связи с общественностью. Поэтому важно заранее определить, одинаково ли стороны толкуют все смыслообразующие термины и понятия, составляющие тезис. Иначе возникает логическая ошибка — неопределенность тезиса.