Материал раздела Основной
Иван Безденежных
О том, стали ли в России и мире пить больше в пандемию, стоит ли ограничивать продажи алкогольных напитков в кризис и эффективен ли сухой закон сегодня, можно почитать в Части 1.
Ранее мы говорили, что ограничения на продажу алкоголя не входят в число популярных мер в борьбе с коронавирусом. Если продажи не ограничены, то как же изменилось поведение потребителей в новых условиях: самоизоляция, удаленная работа или ее отсутствие? Очевидно, что пить стали больше. Даже консервативный Минздрав признал это, заявив 4 мая, что рост потребления алкоголя за время самоизоляции составил в России 2–3%. Картина эта общемировая. В чопорной Бельгии, например, исследование университета города Лювен (кстати, считается пивной столицей Бельгии) зафиксировало, что каждый четвертый житель во время локдауна стал пить больше и чаще.
Данные российского Nielsen за апрель полностью подтверждают это. При этом видно, что потребительские предпочтения и вкусы не изменились. Быстро росли те же категории, что и ранее: джин (47%, здесь и далее в натуральном измерении), ром (27%) и виски (21%). Ускоренный рост продаж джина, рома и виски свидетельствует о сохранении тренда на потребление коктейлей и их самостоятельное приготовление. Этот тренд появился далеко не вчера, но в период самоизоляции он мог получить дополнительный новый импульс, став одним из способов разнообразить досуг дома.
Из любопытного в плане потребления в период национального карантина можно выделить резкий рост продаж в таких категориях, как шампанское (23%) и вермуты (22%). Можно предположить, что в потребление алкоголя активно включились женщины, которые обычно пьют мало и нечасто. Но очевидно, что возвращение к нормальной жизни быстро отыграет ситуацию назад.
Водка в последние годы в России была не в лучшем положении: продажи если не падали откровенно, то уж точно стагнировали. В период самоизоляции ситуация изменилась. По сравнению с апрелем прошлого года продажи водки выросли на 7%. Не так внушительно, как у других крепких напитков, но не надо забывать, что если рекордсмен роста в категории крепких напитков — джин — стартовал с очень маленькой базы, то на водку в России приходится подавляющий объем потребления крепких напитков в натуральном выражении. Маловероятно, что рост, показанный водкой во время карантина, носит долгосрочный характер. Пока ясно одно: благодаря коронавирусу водочные компании покажут неплохие результаты в 2020 году.