Мониторинг за монитором: зачем компании следят за работниками на удаленке
Старый анекдот о сотруднике большой компании, который в ответ на недоуменные вопросы товарищей, почему он начал приходить на работу ровно в девять и уходить ровно в шесть, оправдывался: «Ребята, я же в отпуске», — появился не на пустом месте. Во многих российских компаниях количество времени, физически проведенного на работе — один из главных показателей эффективности сотрудника. «В восприятии удаленной работы и подходов к измерению ценности и эффективности сотрудника Россия явно не в авангарде лучших практик, — говорит Павел Чешев, основатель стартапа, выпускающего гаджет для тайм-менеджмента TimeFlip. — В подавляющей массе компаний превалируют очень консервативные подходы к менеджменту и оценке персонала в основном по лояльности, покладистости и высиживанию на работе дольше других». Гиперконтроль со стороны начальства порой принимает причудливые формы, вплоть до того, что подозрительного сотрудника пересаживают поближе к себе, как двоечника в школе, чтобы видеть не только его самого, но и его монитор.
Вынужденный переход к удаленке поверг подобных тревожных менеджеров в настоящую панику. «У нас, можно сказать, страна победившего микроменеджмента. Это своего рода национальная фишка — очень многие зациклены на контроле. Почему-то считается, что сознательность у наших людей недостаточно развита и, если не проверять постоянно, чем занят сотрудник, сроки непременно будут сорваны, а дело если и сделано, то плохо», — констатирует Светлана Горелик, карьерный консультант, автор проекта I love resume. В работающих по старинке фирмах управленцы не придумали ничего лучше, чем в восемь утра стучаться в мессенджер с вопросом «Что будешь делать сегодня?», а ближе к полуночи вопрошать «Что было сделано за день?» Более продвинутые устанавливают работающим на удаленке сотрудникам системы контроля рабочего времени. Некоторые из них позволяют просматривать, что у человека происходит на рабочем столе, прослушивать его переговоры, отслеживать определенные слова в переписке. В каких случаях использование таких программ уместно, а когда они бесполезны и даже опасны?