РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Какие стратегии выживания используют диджитал-агентства во время пандемии

Услуги Разработка ПО IT Исследования РБК
С какими проблемами игроки диджитал-рынка столкнулись с началом экономического кризиса? Какие стратегии выживания используют? Как оценивают состояние и перспективы отрасли в целом? Выяснили аналитический портал CMS Magazine и тендерная площадка Workspace

Аналитический портал CMS Magazine и тендерная площадка Workspace весной 2020 года дважды — в марте и в мае — провели опрос игроков диджитал-рынка. В нем поучаствовали 236 руководителей и владельцев веб-студий, агентств и продакшенов. Целью опроса было определить текущее состояние диджитал-рынка и изменения, связанные с началом экономического кризиса.

В диджитал с каждым годом остается все меньше компаний, оказывающих лишь одну услугу. Клиенты хотят получать необходимое в «одном окне», и рынок подстраивается под эту потребность. Например, все реже встречаются веб-разработчики, не предлагающие свои услуги по поисковому продвижению, ведь качество первого непременно влияет на эффективность второго. Самое простое решение для заказчика — назначить одного ответственного за оба процесса.

Выживут только жесткие

В среднем в марте представители рынка оценивали состояние собственного бизнеса на 6,3 балла по 10-балльной шкале, а в мае — уже на 5,7 балла. Наименьшие оценки ставили агентства, располагающиеся в Москве. Одно из самых очевидных объяснений этому — то, что столица находится на последнем месте в рейтинге восстановления городов после пандемии.

Оценка снизилась, потому что весной агентства столкнулись с проблемами

Анна Караулова, независимый консультант по работе агентств

Пандемия разделила все диджитал-агентства и веб-студии на две неравные части. Первую составили компании, которые уже пережили кризисы 2008 и 2013 годов. Их руководители знали, что нужно делать в первую очередь, что — во вторую, а о чем вообще не стоит переживать. У многих из таких компаний были более-менее подробные планы действий на случай, если что-то пойдет не так. Они среагировали очень быстро, в марте и апреле чувствовали себя нормально. К лету они, на мой взгляд, готовы.

Вторая часть — это компании, которые были созданы после 2014 года. Они росли в более-менее тучные годы, их команды не сталкивались с кризисами. Их бизнес очень дружелюбен, руководители относятся к сотрудникам, как к друзьям, создают комфортную атмосферу работы. Перед ними сейчас стоит трудный выбор: или закрываться, или научиться жесткости. Не все с этим справляются.

В диджитал-отрасли, как и в любой другой, есть и новички, и опытные команды. Безусловно, первой категории сейчас приходится гораздо сложнее. Однако в целом диджитал-компании отличаются от множества компаний из других отраслей своей гибкостью, стремлением использовать новые технологии и наличием возможностей для этого, а также тем, что они пристально следят за передовым опытом зарубежных коллег. Некоторые из шагов, предпринимаемых игроками диджитал-рынка, могут быть применимы и в других отраслях бизнеса.