Из опыта прошлых кризисов предпринимателям известно: государственные закупки — одно из самых стабильных направлений бизнеса. Но коронавирус сделал первыми пешками в игре на выживание именно исполнителей госконтрактов. Виной всему объявление нерабочих дней. Пока все не работали, сроки исполнения по госконтрактам никуда не девались. Производства остановились, логистика нарушилась. Исполнители оказались как между двух огней: контрагенты не работают, а госзаказчики не принимают существующие проблемы.
На помощь пришло государство — оно объявило пандемию обстоятельством непреодолимой силы, что сыграло лишь в негативную сторону. Появилось ошибочное мнение о том, что заказчики теперь всегда обязаны применять положения о форс-мажоре. Но поставщики не учитывали особенности его применения:
- форс-мажор — не панацея от любых нарушений;
- форс-мажор не освобождает от исполнения обязательств;
- форс-мажор требует доказать, что пандемия повлияла на неисполнение контракта;
- сбор доказательств занимает длительное время.
Перечисленные ошибки возникли также при попытках использовать право на изменение госконтракта. Поставщики либо не знают, либо забывают, что надо доказать связь пандемии с невозможностью исполнения.