РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно

Как развивается корпоративное управление в средних непубличных компаниях

Менеджмент Исследования Российский институт директоров
Зачем собственники средних непубличных компаний в РФ создают советы директоров? Сколько человек в них обычно входит? И какие элементы корпоративного управления они используют? Исследовал Российский институт директоров совместно с МГУ и «Деловой Россией»
Фото: Shutterstock
Фото: Shutterstock

Владимир Вербицкий, первый заместитель директора Российского института директоров (РИД)

Выражаясь языком поколения моего сына, на хайпе в российском корпоративном управлении сейчас находятся средние непубличные компании. На эту тему выходят статьи в изданиях разного уровня. Ее подробнейшим образом обсуждают бизнесмены и эксперты. Ведущие российские институты корпоративного управления проводят исследования и обучающие программы «для заинтересованных в выходе из операционного управления и создании системы корпоративного управления — совета директоров или консультативного совета для устойчивого развития бизнеса». Выходят даже книги про наблюдательные советы, которые позиционируются как книги для «малого и среднего бизнеса».

РИД совместно с экономическим факультетом МГУ и «Деловой Россией» изучил, какие тенденции наблюдались в становлении систем корпоративного управления средних российских непубличных компаний с 2015 по 2019 год.

Основные выводы исследования

1. Большинство, 79% опрошенных компаний, имеют совет директоров.

По сравнению с исследованием 2015 года доля компаний, в которых совет директоров либо не создан, либо существует квазисовет — коллегиальный орган управления, созданный контролирующим собственником, без закрепления его функций в уставе, сократилась с 43 до 33%.

2. Подавляющая доля собственников, 74%, создают совет директоров, так как хотят передать операционное управление команде профессиональных менеджеров.