РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Сыграть в монополию: долгий путь Hasbro на вершину рынка игрушек

Индустрия развлечений Менеджмент Маркетинг Статьи РБК
Из небольшого бизнеса на остатках от текстильного производства Hasbro превратилась в одного из лидеров рынка игрушек. Компания уже успела организовать настоящую маркетинговую революцию и, кажется, готовится к еще одной
Фото:Adam Glanzman / Bloomberg
Фото: Adam Glanzman / Bloomberg

Закрытие магазинов из-за пандемии сказалось и на производителях игрушек. И все же дела у них обстояли не так плохо, как в других сферах. Вынужденным остаться дома потребителям пришлось развлекать себя всеми возможными способами. В ход шли видеоигры, сериалы и онлайн-тренировки. Но не меньше внимания досталось и традиционным настольным играм, например легендарной «Монополии» или «Подземельям и драконам» (интерес к последней возрос еще до пандемии, после выхода нового сезона сериала «Очень странные дела»).

Сейчас обе эти игры выпускает компания Hasbro. За почти вековую историю она прошла путь от бизнеса на остатках от текстильного производства до одного из крупнейших производителей игрушек в мире. В 2019 году чистый доход Hasbro составил $4,7 млрд, операционная прибыль достигла $652,1 млн.

Как отрезали

Эмигрировавшие из Польши в США братья Генри, Хилал и Герман Хассенфельды начали заниматься бизнесом в 1920-х. Поначалу они зарабатывали на продаже остатков от швейного производства: из обрезков ткани делали ленты для шляп и чехлы для школьных пеналов. Вскоре братья поняли, что пеналы пользуются большой популярностью, и стали выпускать их самостоятельно. Над производством трудились восемь человек — члены одной семьи. В 1926 году было решено основать компанию под названием Hassenfeld Brothers Inc.

Возглавил предприятие Генри Хассенфельд, который оказался довольно хватким руководителем. Во времена Великой депрессии компания увеличила штат до 200 человек, а ежегодный оборот фирмы достиг $500 тыс. Зарабатывали в основном на пеналах, которые продавали уже в комплекте с письменными принадлежностями. Но поставщик карандашей в какой-то момент поднял цены и начал выпускать собственные пеналы. Тогда Hassenfeld Brothers решила сама выпускать карандаши, и в 1936 году Хассенфельды запустили собственное производство. В последующие полвека это направление приносило фирме стабильный доход.

В конце 1930-х в компании вдобавок к школьным принадлежностям стали также выпускать игрушки, в частности наборы для маленьких докторов и медсестер.

С началом Второй мировой войны спрос на товары для школы ожидаемо упал, и компания сосредоточилась на игрушках, сохранив тем не менее производство карандашей. В этот период в ассортименте появился набор для игры в инспектора противовоздушной обороны, который включал в себя фонарики и противогаз.

После смерти Хилала в 1943 году генеральным директором компании стал Генри Хассенфельд, а пост президента занял его сын Меррилл. В военные годы компания освоила производство игрушек из пластика, но из-за недостатка рабочей силы была вынуждена сократить штат до 75 человек.