Как задержки платежей ставят перевозчиков под угрозу разорения
В последнее время уважающие себя современные компании придерживаются принципов отраслевой экологичности: помимо личной выгоды они продвигают созидательные изменения в своей сфере, поддерживая уязвимые группы и сегменты. Ведь если плохо кому-то из участников цепочки, в конечном счете это негативно отражается на всей отрасли.
В сегменте логистики к наиболее уязвимой группе относятся грузоперевозчики. В частности, водители, которые регулярно сталкиваются с отсрочками платежей за фактически выполненные рейсы. Они составляют 25–40 календарных дней, а порой растягиваются до 90 дней. За такой период может обанкротиться как грузоперевозчик, так и водитель.
Длительный интервал — следствие сложившихся механизмов взаимодействия с торговыми сетями. Крупные игроки, как правило, работают по договору услуг, который подразумевает оплату за ее выполнение по истечении определенного календарного периода, после того как утверждены закрывающие документы. Так, с грузовладельцев начинается цепочка задержки выплат, потом в нее вовлекается огромное профсообщество — водители.
К сожалению, закон допускает подобные отсрочки выплат в сфере грузоперевозок, так как не запрещает их. В последние годы рынок с трудом справлялся с этой проблемой, но в период коронакризиса вопрос несвоевременных платежей за логистические услуги, по данным «Биржи грузоперевозок ATI.SU», обострился: количество соответствующих претензий в апреле превысило 11 тыс., срок ожидания вырос более чем на 27%.
Поддержка на уровне законодательства
В сфере автомобильных грузовых перевозок в РФ задействованы миллионы работающих граждан (только в системе «Платон» на конец лета 2019 года было зарегистрировано более 1,16 млн грузовиков и 493 тыс. перевозчиков, без учета огромного автопарка, задействованного в периметре внутригородских перевозок).
Усугубляющаяся ситуация с отсрочками платежей наносит по ним мощнейший деморализующий финансовый удар, поэтому проблема требует поддержки на законодательном уровне.