Возвращение на родину: почему китайский бизнес разлюбил IPO в США
Эпидемия коронавируса подрывает не только и так невысокое политическое доверие между США и Китаем — она способна окончательно расстроить взаимоотношения между частными компаниями двух стран. Этому может способствовать решение Дональда Трампа ужесточить контроль за акциями крупных китайских фирм, которые торгуются на американском фондовом рынке. По мнению президента США, компании из КНР «десятилетиями пользовались выгодой, которую можно было получить на американском рынке, что привело к увеличению их капитала и росту китайской экономики». Как следует из слов главы Белого дома, за их действиями всегда просматривалась воля руководства страны, которая вынуждала коммерческие предприятия целенаправленно пренебрегать интересами американских инвесторов.
Китайские предприниматели, и так привыкшие, что на зарубежных рынках их встречают далеко не с распростертыми объятиями, уже начали принимать меры. Так, NetEase, второй по оценочной капитализации после Tencent китайский разработчик видеоигр из Гуанчжоу, в начале июня подстраховался — провел вторичное размещение на Гонконгской фондовой бирже. Привлеченные $2,8 млрд установили рекорд — этот листинг стал самым крупным для азиатской площадки с начала текущего года. Ранее акции компании торговались только на нью-йоркской Nasdaq. В официальным уведомлении NetEase, поданном американскому регулятору, представители компании прямо заявили, что связывают возможный уход с американской биржи с тем, что они не готовы предоставлять властям США расширенный доступ к своему внутреннему аудиту. Примеру NetEase последовал еще один технологический гигант, сетевой ретейлер JD.com, который в конце прошлой недели как резервную площадку для своих ценных бумаг также выбрал Гонконгскую фондовую биржу. Американский фондовый рынок могут покинуть и многие другие китайские компании.
Как ожидают в JD.com, дополнительное размещение может принести ему не менее $4 млрд, что может сдвинуть NetEase на вторую строку в списке самых крупных размещений в Гонконге в этом году. Хорошие перспективы по привлечению капитала аналитики связывают с прогнозируемым увеличением выручки ретейлера в первом квартале 2020 года на 38% (на 52,5 млрд юаней, или $7,4 млрд): ему компания обязана возникшим из-за эпидемии повышенным спросом на услуги дистанционной торговли. Ожидается, что торги на отечественной площадке начнутся 18 июня, в день крупнейшей ежегодной распродажи, которую проводит JD.com.
Родная ароматная гавань
«Сейчас атмосфера в США становится все менее привлекательной, — характеризует деловой климат для китайского бизнеса Чарльз Ли, исполнительный директор Hong Kong Exchanges & Clearing, оператора Гонконгской биржи, — и мы уже самым решительным образом изменили наши требования ради удобства размещения». Эксперт прогнозирует, что в этом году финансовый рынок бывшей британской колонии столкнется с бумом вторичных размещений предприятий, которые будут вынуждены вернуться в КНР с зарубежных финансовых рынков.
Гонконгская фондовая биржа по итогам прошлого года уже стала крупнейшей в мире площадкой по размеру инвестиций, привлеченных в течение одного года. Этот показатель достиг $34 млрд. В этом году финансовый рынок особого района Китая демонстрирует более скромную динамику — к началу лета на бирже прошло новых размещений на сумму $3,4 млрд против $5,8 млрд за тот же период прошлого года.
Более осторожный интерес крупного бизнеса к листингу в Гонконге можно объяснить развитием политического конфликта между жителями специального административного района и центральным правительством в Пекине. В конце мая протестующие вновь вышли на улицы, выступая против желания властей ограничить автономию бывшей колонии и расширить юрисдикцию законодательства КНР на территорию Гонконга, где до 2047 года должен был сохраниться политический режим, отличный от того, что в материковом Китае.
Вскоре после возобновления столкновений Дональд Трамп обвинил Пекин в давлении на Гонконг и дал поручение своей администрации начать работу по одностороннему расторжению договоренностей о режиме коммерческих преференций между специальным районом и США. В частности, ожидается, что будут аннулированы торговые льготы и упрощенный таможенный порядок.
Непрозрачный Alibaba
Отмена торговых льгот может сильно отразиться на позициях самой дорогой компании КНР — Alibaba Group. Хотя именно менеджмент шэньчжэньского ретейлера одним из первых приступил к переводу части своих активов с американского фондового рынка на Гонконгскую биржу.
В ноябре 2019 года Alibaba смогла провести самое успешное IPO за всю историю китайского и мирового фондового рынка. Рекорду предшествовало историческое размещение на Нью-Йоркской фондовой бирже в 2014 году, когда компании Джека Ма удалось привлечь $25 млрд. Примечательно, что еще за год до выхода на американский рынок капитала в интернет-ретейлере всерьез задумывались о проведении первичного размещения в Гонконге. Однако тогда руководству компании не удалось достигнуть взаимопонимания с финансовым регулятором административного района. Семь лет назад власти города посчитали недопустимым проведение IPO компанией, в которой не придерживаются правила «одна акция — один голос»; критике подверглась и непрозрачная система формирования совета директоров.
Политическая конъюнктура сделала власти района более лояльными: в прошлом году финансовый регулятор допустил Alibaba Group к вторичному размещению на Гонконгской бирже. В результате дополнительной эмиссии местная торговая площадка стала мировым рекордсменом по трансграничному размещению акций, а Alibaba смогла привлечь $13,4 млрд. Чарльз Ли, глава компании-оператора биржи, не скрывал гордости, заявив, что «член семьи наконец вернулся домой — лучше поздно, чем никогда».
Проведя рекордную сделку, Гонконгская биржа по итогам года смогла обойти по объему привлеченных средств ($34 млрд) как американские Nasdaq ($24,7 млрд) и Нью-йоркскую фондовую биржу ($22,6 млрд), так и своего главного конкурента из КНР — Шанхайскую биржу ($12,3 млрд).
Скажи доставке «Дада»
Если ведущие компании КНР стремятся снизить риски, связанные с использованием американских торговых площадок, то менее крупные не спешат отказываться от возможностей, которые может предоставить крупнейший в мире финансовый рынок. Например, большой интерес вызвало IPO китайского оператора по доставке продуктов «Дада куайди» («Доставим, куда угодно»), которое прошло 5 июня 2020 года на Nasdaq. Не испугавшись запретительных санкций для китайских компаний, а также консервативных стратегий американских инвесторов на фоне пандемии, «Дада куайди» смог привлечь в ходе первичного размещения $336 млн.
Работающей в 700 городах Китая службе доставки удалось вызвать интерес в Америке благодаря тесному сотрудничеству с Walmart, который инвестировал в «Дада куайди» еще на ранних этапах. Примечательно, что вместе с Walmart в компанию вложился и китайский фонд, связанный с JD.com. В итоге до IPO на Nasdaq компании удалось привлечь в общей сложности до $1,5 млрд от инвесторов, работающих по обе стороны океана.
Выход «Дада куайди» на американский фондовый рынок фактически лишил китайские биржи шансов до конца года разместить у себя ценные бумаги сервисов по доставке продуктов. Это серьезная неудача — спрос на такие активы кратно вырос во время коронавирусной эпидемии. По подсчетам специализирующегося на сервисах дистанционной торговли аналитика Чжао Сяоминя, в нынешнем году смогут выйти на IPO лишь одна-две китайские компании, работающие в сфере доставки еды. Это вынуждает китайских инвесторов использовать шанс, который предоставил IPO «Дада куайди» в США: акции придется приобретать на заокеанской площадке. В частности, ожидается, что JD.com может увеличить свою долю в сервисе еще на $60 млн.
Бремя молодых
Как бы то ни было, присутствие новых китайских игроков на американских фондовых биржах в ближайшее время неминуемо снизится. Как следует из риторики и США, и КНР, два первых по размеру финансовых рынка готовы искать пути развития без жесткой зависимости друг от друга. Но если для крупнейших китайских игроков листинг на зарубежных площадках может стать невозможным по политическим причинам, то относительно небольшие компании столкнутся с дотошным аудитом перед IPO.
Руководство Nasdaq уже объявило, что введет дополнительные проверки для небольших китайских компаний, желающих разместиться на этой площадке. Недовольство американской биржи вызвала непрозрачная структура их управления, в результате которой полную картину деятельности этих предприятий имеют только инсайдеры. Крупные инвесторы не спешат вкладываться в рискованные активы. Особенно остро этот вопрос встал после делистинга с Nasdaq китайской сети кофеен «Жуйсин кафэй» (Luckin Coffee), вызванного выдвинутыми против ее руководства обвинениями в мошенничестве: благодаря припискам компания увеличила реальную прибыль на 2,2 млрд юаней ($310 млн). Чтобы избежать повторения таких случаев, Nasdaq будет готова работать только с теми китайскими компаниями, которые в первичное размещение смогут привлечь не менее $25 млрд. Если такая система будет запущена, около трети ранее зарегистрированных фирм окажутся не соответствующим требованиям (с 2000 года на Nasdaq вышли 155 компаний из КНР, и только 44 из них смогли преодолеть отметку в $25 млрд).
Впрочем, выход на биржу может стать более затруднительным и в самом Китае. Если политическая ситуация в Гонконге продолжит накаляться, крупному китайскому бизнесу не останется ничего другого, кроме как размещаться на Шанхайской фондовой бирже — по сути, единственном достойном конкуренте гонконгской площадки.