РБК Pro —  
это сервис для предпринимателей, руководителей и специалистов, которые хотят меняться и менять бизнес
Материал раздела Основной

Манфред Кетс де Врис — РБК: «Лидерам компаний платят слишком много»

Менеджмент Статьи РБК
Эксперт по вопросам лидерства с мировым именем рассказал, как психопаты становятся лидерами корпораций, и объяснил, почему семейный бизнес в кризис проявил себя лучше, чем публичные компании
Манфред Кетс де Врис
Манфред Кетс де Врис (Фото: Wikimedia Commons)

Кто такой Манфред Кетс де Врис

Голландский психоаналитик, директор Глобального центра развития лидерства европейской бизнес-школы INSEAD, в прошлом — профессор Университета Макгилла (Канада) и Гарвардской бизнес-школы. Де Врис консультирует по вопросам лидерства такие компании, как ABB, BP, Deutsche Bank, GE Capital, KPMG, Lego, Lufthansa, McKinsey, Shell, Unilever, Volvo. Автор нескольких международных бестселлеров («Лидер на кушетке. Клинический подход к изменению людей и организаций», «Лидеры, шуты и мошенники» и т.п.), соавтор книги «Новые лидеры российского бизнеса», посвященной российским управленцам 1990–2000-х годов.

«Жадность — большая проблема гендиректоров»

— Вы часто говорите о нарциссизме CEO. Может быть, на таких высоких постах худшие черты личности раскрываются, потому что людей уже ничего не сдерживает? Или с самой структурой компаний что-то не так — например, советы директоров не в состоянии контролировать топ-менеджмент?

— Вы затронули очень важный вопрос. Мы много говорим о демократии в странах — пускай в России это и «управляемая демократия». Но внутри компаний никакой демократии нет. Это довольно-таки автократические институты. Вызов в том, как эту автократию минимизировать. Теоретически есть советы директоров. Но я много раз был в составе советов директоров. Там все сидят в собственной скорлупе, никто ни с кем не разговаривает. Поэтому, например, в INSEAD есть специальная программа для членов советов директоров, которая отучает людей от группового мышления (принятие людьми доминирующего в коллективе мнения. — РБК). Чтобы признаться, что вы чего-то не понимаете, или задать CEO неудобный вопрос, нужна смелость. В обычной ситуации члены совета директоров чересчур идентифицируют себя с ее главой. Только если дела у компании идут совсем плохо или пресса вмешивается, что-то может измениться.