РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Какие подходы в работе используют «скрытые чемпионы»

Менеджмент Статьи РБК
Порой кажется, что весь мир принадлежит брендам, названия которых у всех на слуху, что они заправляют экономикой и производят большинство товаров. Но это далеко не так, уверен Владимир Трофименко, гендиректор Mankiewicz в России и странах СНГ
Фото:Павел Лисицын / РИА Новости
Фото: Павел Лисицын / РИА Новости

Скажем, вы садитесь в кресло самолета. Задумывались ли вы о том, что это кресло, ваши подлокотники и даже полки для багажа покрыты специальными антибактериальными покрытиями? И все это для того, чтобы не допустить распространения инфекции или вирусов. Cоприкасаясь с самыми обычными предметами, вы соприкасаетесь с целой индустрией, о существовании которой мало кто подозревает.

Иногда нишевые компании поражают своим товарооборотом. Они не только сами становятся лидерами в своих отраслях, но помогают своей стране выйти на более высокий экспортный уровень. Такие компании называют «скрытыми чемпионами».

«Скрытые чемпионы» занимают лидирующие позиции на континенте или входят в топ-3 мировых игроков в своей нише. Годовая выручка большинства из них доходит до €500 млн. По всему миру разбросано порядка 2,7 тыс. «скрытых чемпионов». Большинство, 65% из них, базируется в Германии. Так, в 2019 году объем экспорта из этой страны составил почти €1,33 трлн — третий результат в мире, после Китая и США. К сожалению, в России методы «скрытых чемпионов» и само это явление еще не изучено так хорошо, как хотелось бы. Однако к «скрытым чемпионам», к примеру, относятся ВСМПО АВИСМА (металлургическая компания крупнейшего в мире производителя титана и поставщика для мировой авиакосмической индустрии) и компания «Волга-Днепр» (занимает более 60% рынка негабаритных авиаперевозок).

«Скрытые чемпионы» используют в работе подходы, которые не афишируют широко. Эти подходы основаны на простых биологических и социальных потребностях человека. Я хотел бы рассмотреть некоторые из них.

Матричная структура управления, или стартапы внутри компании

Компании, которые выходят в список лидеров, как правило. имеют эффективные системы управления. Сейчас это принято называть органическим подходом к организации процесса производства. Руководители таких компании исходят из принципов децентрализации и гибкости в принятии решений, развивают командную работу, внедряют инновационные системы и грамотно распределяют задачи.

Органический подход также подразумевает под собой создание комфортной среды для сотрудников. В такой среде сотрудники прилагают максимум усилий для выполнения задач компании. Попутно они воплощают в жизнь собственные идеи, раскрывают таланты и реализуют возможности. Создание подобной среды помогает сотрудникам включиться в рабочий процесс, понять, чего работодатель ожидает от них.

Невозможно создать индивидуальные условия работы для каждого сотрудника, но нужно стремиться к созданию баланса таких условий. В этом помогает знание психофизиологических основ поведения, специфики социальных норм в той или иной стране, регионе, городе.

Существует более 15 наиболее известных систем, с помощью которых крупные компании организуют работу: распределяют задачи, ставят цели и т.д. Самые популярные из них — классический проектный менеджмент, agile, scrum, lean, kanban, «шесть сигм», PRINCE 2.

В основе всех этих методов лежит матричная структура управления, которая начала развиваться в 1980-х годах. Прежде всего она подразумевает уход от привычной российским компаниям строгой иерархии к роевым структурам и уже не раз доказала свою эффективность.

Создание любого хорошего продукта — сложная проектная работа. Для того чтобы выполнить ее, рационально разбить большую задачу на мелкие и под каждую сформировать рабочую группу. Мы называем этот процесс созданием стартапов внутри компании. Каждый такой стартап создается для решения конкретной задачи в узкой нише.