РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Алина Давлетшина и Екатерина Портман

Чужое или общее: можно ли использовать данные пользователей из соцсетей

Право Маркетинг Статьи Deloitte
3,8 млрд человек пользуются соцсетями — таковы результаты свежего исследования DataReportal. В своих профилях они публикуют личные данные, контакты, фото. Для бизнеса все это источник ценной информации. Но можно ли использовать его в коммерческих целях?

Спор о данных врача

Однажды врач ультразвуковой диагностики обнаружила на сайте prodoctorov.ru активный интернет-профиль со своими данными — именем, адресом, информацией об образовании и месте работы. Этот профиль был создан без ее ведома. Более того, сайт позволял другим пользователям оставлять отзывы и комментарии о работе медика.

Врач потребовала удалить страницу, однако администраторы сайта сослались на то, что собрали информацию из открытых источников — с сайта медицинского учреждения и из ее профиля в социальных сетях.

Спор дошел до суда: районный и областной суды отказали в удовлетворении иска. Однако в конце 2019 года Верховный суд отменил эти решения и направил дело на новое рассмотрение. Последнее на данный момент решение по этому спору вынес Воронежский областной суд в марте 2020 года. Вердикт: сбор данных из соцсетей нарушает режим персональных данных и право на неприкосновенность частной жизни.

Что считается персональными данными

В российском законе нет списка сведений, которые можно считать персональными данными, но указан критерий для их выявления — относится ли информация к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу.