РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как снизить издержки в премиальном сегменте и не спуститься в middle

Ретейл Одежда и обувь Менеджмент Статьи РБК
Потребление снизилось. Компании сокращают издержки. И если в масс-сегменте сделать это непросто, то в премиальном, на первый взгляд, возможностей больше. На чем можно и нельзя экономить, делится Константин Ефимов, совладелец бренда одежды и обуви Indever

Аналитики консалтинговой компании Bain & Co и итальянской ассоциации производителей предметов роскоши Fondazione Altagamma прогнозируют, что в 2020 году мировой рынок люксовых товаров — одежды, обуви, часов и аксессуаров — упадет на 20–35%, до €180–220 млрд. Во время действия ограничений, связанных с распространением коронавируса, объем потребления снизился. Возврат к прежним показателям может занять долгие годы. Бизнес адаптируется и первым делом начинает сокращать издержки. На чем может сэкономить премиальный бренд одежды и обуви?

Краткий экскурс

У бренда одежды и обуви есть четыре основные статьи издержек:

  • себестоимость изделий;
  • фонд оплаты труда (ФОТ);
  • аренда;
  • маркетинг.

Эти издержки «съедают» около 75% от выручки. Кажется, что можно спокойно сокращать расходы (ведь они большие) и оставаться в прибыли, но это не так. Себестоимость товара напрямую влияет на его качество, а это определяющая характеристика в премиальном сегменте.

Наибольшая доля расходов премиального бренда одежды и обуви приходится на закупку материалов. В этом состоит его главное отличие от масс-маркета, где используют более дешевые материалы и контроль качества совершенно другой, а основную долю расходов закладывают на маркетинг и мерчандайзинг.

Есть три способа сэкономить на материалах.

  1. Проанализировать рынок: возможно, за последнее время появились новые производители, чьи ткани или фурнитура не уступают в качестве, но стоят дешевле. Или текущий поставщик расширил линейку и стал выпускать новые материалы. Премиальные бренды используют в основном итальянские или английские ткани, и пока аналогичных по качеству материалов у производителей из других стран нет.
  2. Провести инвентаризацию и пересмотреть текущий контракт с поставщиком. Например, может оказаться, что расход некоторых материалов у вас меньше, чем предполагался изначально. Тогда часть договора можно изменить.
  3. Переговорить с поставщиком материалов и попытаться снизить сумму контракта.

Компания, которая и раньше уделяла внимание оптимизации, наверняка уже выбрала подходящего поставщика, достигла договоренности об объемах поставок и ценах материалов. Поэтому в кризис ей остается рассчитывать только на продуктивную коммуникацию со своим поставщиком и снижение суммы контракта. Но, если до этого момента бренд действовал по интуиции, сейчас самое время проанализировать ситуацию и проработать все три пункта.

Какие издержки сокращать, а какие — трогать не стоит

Аренда