Материал раздела Основной
Опустевшие, но не сломленные: как коворкинги готовятся вернуться к работе
Информация могла устареть. Дата публикации: 14.06.2020
Игроки рынка коворкингов написали коллективное письмо премьер-министру России Михаилу Мишустину и обратились в департамент предпринимательства и инноваций города Москвы с просьбой о поддержке во время действия мер по борьбе с распространением коронавируса: попросили ослабить налоговую нагрузку, дать нам возможность получать льготные кредиты и субсидии. Итоговых решений по обращению пока нет. Поэтому мы самостоятельно ищем пути удержания клиентов и адаптируем бизнес-модели под новые реалии работы. При этом сохраняем позитивный настрой и рассчитываем привлечь новых клиентов после отмены карантина за счет большей «гибкости» сервисных офисов по сравнению с классической арендой.
Коворкинги, как и рестораны, стали заложниками ситуации с арендой. Но если рестораны, которые не получили отсрочек от арендодателей, закрылись, то коворкинги в большинстве своем решили выждать.
Мария Бокова, управляющий партнер коворкинга Cabinet Lounge, рассказывает, что уже с середины марта компании начали отменять все мероприятия, запланированные в коворкинге, многие перевели сотрудников на удаленку. Клиенты стали просить скидки, пытаясь сэкономить на аренде. Cabinet Lounge постарался пойти им навстречу, хотя от своего лэндлорда льготных условий не получил.
Сеть сервисных офисов Space 1 уже договорилась с арендодателями о скидках и отсрочках платежей, чтобы иметь возможность пойти на уступки клиентам. «Пока мы сокращаем собственные операционные расходы и стараемся быть более гибкими относительно сроков аренды для клиентов. Если раньше у нас можно было арендовать места на срок от 18 месяцев, то сейчас — от 12 месяцев», — говорит Павел Федоров, СЕО Space1.
Однако несмотря на уступки некоторые клиенты все же покидают коворкинги. «К сожалению, некоторые арендаторы съехали на период действия режима самоизоляции, а новые заявки почти перестали поступать», — поделился Евгений Пермяков, руководитель коворкинг-центра Start Hub. По его словам, только за вторую половину марта посещаемость коворкинга снизилась примерно на 80%.
Нам в Meeting Point за счет льготных условий аренды и отсрочек платежей удалось сохранить 80% клиентов.