РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Посткоронавирусный стрит-ретейл: какой будет новая эпоха магазинов у дома

Ретейл Прогнозы Watcom
Нас ждет новая волна интереса к офлайну «под боком». Михаил Васильев, руководитель отдела консалтинга Watcom, рассказывает, как текущая ситуация создает предпосылки для начала новой эпохи районных ТЦ и магазинов у дома
Фото:Александр Рюмин / ТАСС
Фото: Александр Рюмин / ТАСС

Ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, а также снижение покупательной способности приводят к трансформации потребительского поведения. Этим изменениям вполне под силу вывести эволюцию форматов ТЦ в традиционном ретейле на новый виток. Вполне вероятно, что текущие общественные изменения приведут к расцвету магазинов и торговых центров у дома и в спальных районах.

Приметы времени

Социальная изоляция создала необходимость чаще делать покупки с помощью онлайн-сервисов и убедила даже тех, кто не использовал их раньше. Преимущества процесса: экономия времени, удобство пользования и разнообразие выбора.

Магазин на диване: как продуктовому ретейлу выйти из кризиса
Ретейл Менеджмент Статьи Bain & Company

Кроме того, на фоне карантинных мер и общей негативной экономической конъюнктуры существенно снизились доходы населения, что привело к заметному снижению спроса и изменению его структуры. Бережливая модель потребления (я бы сказал, режим жесткой экономии), возникшая по экономическим причинам, в ближайшей перспективе будет главенствовать. Кроме того, она логично усиливает тренд разумного потребления, который появился раньше по этическим причинам. Вынужденный переход на работу из дома показал и сотрудникам, и работодателям плюсы экономии ресурсов.

Близкий офлайн

Еще до кризиса, на предыдущем этапе развития рынка, основным критерием для выбора места, где совершать покупки (с учетом схожести концепций ретейла и пула арендаторов ТЦ), выступало расположение. Жителям мегаполисов и так хорошо известно, что время — невозобновляемый ценнейший ресурс. В текущих же условиях близость места, где можно совершить большую часть необходимых покупок, приобретает дополнительную привлекательность.