Посткоронавирусный стрит-ретейл: какой будет новая эпоха магазинов у дома
Ограничения, связанные с распространением коронавирусной инфекции, а также снижение покупательной способности приводят к трансформации потребительского поведения. Этим изменениям вполне под силу вывести эволюцию форматов ТЦ в традиционном ретейле на новый виток. Вполне вероятно, что текущие общественные изменения приведут к расцвету магазинов и торговых центров у дома и в спальных районах.
Приметы времени
Социальная изоляция создала необходимость чаще делать покупки с помощью онлайн-сервисов и убедила даже тех, кто не использовал их раньше. Преимущества процесса: экономия времени, удобство пользования и разнообразие выбора.
Кроме того, на фоне карантинных мер и общей негативной экономической конъюнктуры существенно снизились доходы населения, что привело к заметному снижению спроса и изменению его структуры. Бережливая модель потребления (я бы сказал, режим жесткой экономии), возникшая по экономическим причинам, в ближайшей перспективе будет главенствовать. Кроме того, она логично усиливает тренд разумного потребления, который появился раньше по этическим причинам. Вынужденный переход на работу из дома показал и сотрудникам, и работодателям плюсы экономии ресурсов.
Близкий офлайн
Еще до кризиса, на предыдущем этапе развития рынка, основным критерием для выбора места, где совершать покупки (с учетом схожести концепций ретейла и пула арендаторов ТЦ), выступало расположение. Жителям мегаполисов и так хорошо известно, что время — невозобновляемый ценнейший ресурс. В текущих же условиях близость места, где можно совершить большую часть необходимых покупок, приобретает дополнительную привлекательность.