РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как собрать сплоченную ИТ-команду

IT HR Инструкции OneTwoTrip
ИТ-специалисты ― это золотой фонд и «мозг» любой технологической компании. Какие усилия нужно приложить, чтобы правильно собрать команду, ― рассказывает Марина Малашенко, HR-директор OneTwoTrip
Фото: NDAB Creativity / Shutterstock
Фото: NDAB Creativity / Shutterstock

Искать и оценивать разработчиков, тестировщиков и DevOps долго и дорого. Онбординг ― длительный и сложный процесс. Заработные платы и конкуренция среди работодателей за ИТ-специалистов самая высокая. Учитывая все это, HR-служба или руководитель компании должны прикладывать максимум усилий, чтобы собирать эффективные ИТ-команды, в которых специалисты могут комфортно работать, общаться и органично развиваться.

Как оптимизировать этот процесс?

1. Искать специалистов с одинаковыми или близкими подходами к разработке

Любая команда ― это плывущая лодка, в которой на веслах сидят разные люди. Чем слаженнее и синхроннее их действия, тем легче и быстрее лодка идет в нужном направлении. Различия в подходах к разработке в одной команде могут больно ударить по эффективности.

Как это происходит?

Кому-то хочется видеть результат как можно скорее, поэтому задачи решаются максимально быстро и самым экономичным способом с точки зрения временных и технологических затрат. Например, берутся готовые проверенные решения, добавляются «костыли», и если решение работает ― значит, задача выполнена.

Этот подход хорош для «тушения пожаров» и исправления критических в работе компании багов. Но из-за того что решение недостаточно продумано, а его реализация ― быстрая, все допущенные ошибки могут всплыть позже, став новыми проблемами.

Для кого-то самое важное ― процесс. То есть глубокий анализ задачи; оценка всех рисков и подводных камней; обсуждение того, как реализация встроится в ход проекта и какие части общей архитектуры будут затронуты; размышления о том, можно ли будет потом его масштабировать и переиспользовать.

Это хорошее желание, но оно часто приводит к тому, что на задачу тратится слишком много времени или специалист начинает изобретать велосипед не ради пользы дела, а больше для своего удовольствия и реализации личных интересов.

Оба подхода имеют право на существование и полезны в определенных ситуациях. Но работать в одной команде специалистам, принципы которых кардинально расходятся, будет сложно. Эти предпочтения нужно учитывать при формировании команд, а работу стараться скорректировать ближе к золотой середине или давать сотрудникам только такие проекты, для реализации которых их подход будет единственно верным и максимально эффективным.

2. Подбирать ИТ-специалистов, имеющих схожую мотивацию

Некоторых интересует исключительно техническая сторона работы: архитектура; используемые технологии (и, желательно, самые новые); реализация больших и сложных задач, которые требуют вдумчивой долгой работы.

Таким специалистам не так важно, в какой компании и над каким продуктом они работают, кто им пользуется. Самое главное ― их личный профессиональный рост. Чаще всего им будут интересны задачи, связанные с рефакторингом, разработкой чего-то нового, большого и полезного для других коллег-разработчиков.

А для кого-то очень важен продукт: для чего он нужен, какую пользу несет, удобен ли, хочется ли пользоваться им лично и рекомендовать друзьям.