РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Забег на год: семь уроков о выходе из кризиса от Бориса Белоцерковского

Менеджмент Статьи РБК
Борис Белоцерковский, владелец оператора автоматизированной торговли Uvenco и сети кафе самообслуживания в офисах SELF (оба направления сильно пострадали от пандемии), рассказывает, какие убеждения позволили ему пережить другие кризисы и помогают сейчас
Борис Белоцерковский
Борис Белоцерковский (Фото: Из личного архива)

1. Как можно скорее пройти путь от отрицания к принятию и начать действовать, сокращая операционные расходы

В кризис времени на раскачку просто нет. Классические стадии проживания «отрицание — гнев — торг — депрессия — принятие» приходится проскакивать не за месяцы или недели, а за считаные дни. И чем быстрее акционеру и топ-менеджерам удается это сделать, тем больше шансов минимизировать убытки.

Наша ниша связана с местами с высокой проходимостью — офисами, бизнес-центрами, вокзалами, аэропортами, учебными заведениями, оживленными улицами. По мере того как люди уходили в самоизоляцию, оборот падал на глазах.

Глядя на опыт европейских стран, было глупо надеяться, что все наладится через пару недель (хотя, не скрою, хотелось). То, что мы сильно пострадаем, было очевидно и неотвратимо. Поэтому вопрос был в том, как быстро и по максимуму сократить неизбежные потери.

С классическими вендинговыми автоматами проще всего: у большей части ассортимента (напитки, шоколад, снеки) долгие сроки хранения. А вот кафе самообслуживания в офисах с их ассортиментом из 400 позиций под заказ могли стать источником серьезных убытков: если продукты некому есть — их приходится списывать. Часть мы успеваем передать благотворительным организациям, но остатки все равно неизбежны. С середины марта операционные службы каждый день пересматривали ассортимент каждой из 250 московских точек и количество отгружаемых порций. Благодаря этому возможные потери удалось сократить в разы.

2. Быть готовым к тому, что это надолго

Быстро скорректировать ассортимент, приостановить работу в закрытых офисах и бизнес-центрах — это короткая дистанция. При должных навыках и хорошей команде пробежать ее вполне реально. Длинная дистанция, кризисный марафон — попытаться понять, что делать в перспективе три месяца — полгода — год. Особенность коронакризиса именно в этом: твой бизнес зависит от «поведения» вируса, решений правительства, уровня страха и осознанности людей. Ты можешь лишь пытаться предугадать и подстроиться. Высокая степень неопределенности заставляет постоянно иметь несколько гипотез развития ситуации. Это требует и времени, и ресурсов.