РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Как психология людей влияет на потребление: пять трендов эпохи COVID-19

Маркетинг Статьи РБК
Приметы нового времени, которые проявились из-за пандемии, изменили потребителей. Олег Клепиков, партнер Psychea, объясняет, как бизнесу действовать сейчас, чтобы продолжить функционировать в будущем с минимальными потерями

Тенденции, которые я упомянул в предыдущей статье, появились не благодаря кризису COVID-19. Но именно в текущей повестке они максимально проявились, стали устойчивыми и в конце концов вышли на первый план.

Давайте разберем эти пять основных трендов нового времени, которые уже наметились и в ближайшее время будут развиваться.

1. Стандартизация потребления

Кризис упростил потребительское поведение. Сократилось число новых нетипичных транзакций. Люди оптимизировали поиск новых каналов потребления. Они тяготеют к стандартизированным ассортиментным матрицам и снижают потребление высокорисковых товаров.

В ситуации неопределенности потребители испытывают фрустрацию из-за необходимости переключаться между разными каналами и транзакционными моделями для удовлетворения всех своих потребностей. Поэтому мы увидим усиление тренда на супер-Apps, с помощью которых проще получить максимальный комплекс услуг в одном окне.

Непростые уроки: чему кризисы учат потребителей
Маркетинг PR и коммуникации Инновации Статьи Ipsos

И чем больше неопределенность, тем больше потребность населения решить все свои задачи таким способом. Это в меньшей степени коснется информационных ресурсов, но «физическое» обеспечение будет реализовано через упрощенные и унифицированные ассортиментные матрицы в супер-Apps, где оптимизация транзакций (которые иначе называются «легкость протекания процесса сделки») максимально облегчит потребителю путь к покупкам.

Крупные организации при этом будут унифицировать и вводить жесткие критерии отбора поставщиков — автоматизировать, убирать лишние звенья, развивать сетевую структуру. Здесь мы увидим тренд на глобализацию и укрупнение бизнеса. Оптимизация процессов сделает управление цепочками поставок максимально эффективным от момента закупки до выдачи товара пользователю. Это, в свою очередь, приведет к тому, что ужесточатся требования к поставщикам и им придется соответствовать, чтобы встроиться в новую модель.

В выигрышной ситуации сегодня супер-Apps, маркетплейсы, рекомендательные сервисы и, конечно, крупные ретейлеры, которые предоставят своему потребителю наиболее универсальные, стандартизованные и эффективные ассортиментные матрицы.

2. Смена модели управления

В стрессовой ситуации потребители отдают предпочтение четкому общению и быстрой связи, действию «здесь и сейчас», а также определенным — понятным — продуктам.