РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Лев Матвеев

Поддержка ИТ-отрасли: почему этот пожар нужно заливать не деньгами

Разработка ПО IT Статьи СёрчИнформ
Российский ИТ-бизнес может стать убыточным во втором квартале 2020 года, когда заказчики сократят бюджеты и пересмотрят планы закупок и цифровизации. Но можно ли считать эту сферу пострадавшей в той же мере, что туризм, перевозки, рестораны?
Фото:Peter Macdiarmid / Getty Images
Фото: Peter Macdiarmid / Getty Images

В ближайшее время правительство рассмотрит меры поддержки ИТ-отрасли в связи с пандемией, этим вопросом 12 мая пообещал заняться и сам президент. Я с интересом слежу за дискуссией в профессиональном сообществе о том, признавать ли ИТ-отрасль наиболее пострадавшей от пандемии, как авиаперевозки, туризм, гостиничный бизнес, непродовольственный сектор и другие. И удивляюсь позиции некоторых коллег, которые стремятся «перетянуть одеяло на себя».

Говорить, что кризис и пандемия никак не ударили по ИТ, я, естественно не стану. Минкомсвязь предупредила, что российский ИТ-бизнес может стать убыточным во втором квартале текущего года: заказчики сократят бюджеты, пересмотрят планы закупок и цифровизации. А уж у конечных пользователей в условиях острой нехватки денег вопросы покупки ПО уйдут не на второй, а на десятый план.

Транспорт для данных и денег: почему проблемы ИТ-отрасли касаются всех
Разработка ПО IT Статьи

Но нужно понимать, что сильнее всего это ударит по небольшим компаниям, крупные игроки выстоят. На некоторых ИТ-решениях заказчики не будут экономить, просто потому, что не смогут — это бухгалтерские и CRM-программы, программы защиты данных, специализированные решения (AutoCAD, решения ABBYY и т.п.).

Не самые пострадавшие

Получается, отрасль заденет частично. А «плач Ярославны» звучит такой, будто мы самые пострадавшие.

Многие из нас могут работать удаленно, продолжают оказывать поддержку текущим клиентам. Да, доходы в апреле-мае просели, но нам ли требовать помощи от правительства, когда рестораны принудительно закрыли на полтора-два месяца? Когда сфера туризма в разрухе и весь бизнес, способный работать только офлайн, на грани краха? У нас есть возможность перестроиться и попробовать новые методы работы, у них такой возможности нет.

Нужно сейчас вспомнить, что ИТ-отрасль «кормят» все остальные компании. И если туризм, авиация, автопром и другие важные отрасли оказались на грани исчезновения, то сколько денег в ИТ ни заливай (еще и отрывая их от более пострадавших отраслей), это никак нас не спасет, пока не вернутся эти заказчики и, окрепнув, не начнут снова активно вкладывать в ИТ-инфраструктуру, как было до кризиса.

Решать проблему, а не ставить «заплатки»

Однако, безусловно, отрасль хоть и не сильнее других, но пострадала. И государство может нас поддержать. Но те меры, которые сейчас предлагает правительству профессиональное сообщество, не вызывают во мне энтузиазма.