РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.
Мария Григорьева

Роботы на свободе: готовы ли бизнес и общество к приходу машин

Инновации Статьи Accenture
Топ-менеджеры российских компаний относятся к автоматизации с большим энтузиазмом, чем в среднем во всем мире. Но актуальна ли она в условиях кризиса? И как на применение робототехники в России повлияет сотрудничество компаний и государства?
Фото:Chris McGrath / Getty Images
Фото: Chris McGrath / Getty Images

Почему роботы нужны именно сейчас

Начальные инвестиции в автоматизацию по-прежнему довольно высоки, но сегодня внедрение машин как никогда должно оправдывать себя экономически по сравнению с трудом человека — хотя бы в среднесрочной перспективе. Если грамотно планировать такие проекты и качественно управлять ими, они могут действительно помочь компании выжить в непростые экономические времена.

В долгосрочном периоде бизнес будет внедрять те инновации, которые показали свою эффективность в кризис. Сейчас средств роботизации различных бизнес-процессов на рынке становится все больше, при этом их стоимость снижается. Например, появились чат-боты, использование которых оплачивается только за определенный период, необходимый для решения задач компании. Подобные модели роботизации бизнес-процессов зачастую также не требуют от компаний развитой ИT-инфраструктуры.

Основная мотивация для внедрения роботов остается все той же — они снижают риски ошибок из-за человеческого фактора. Кроме того, они позволяют компании меньше зависеть от ситуации на рынке труда, например, от дефицита специалистов определенного профиля. В конечном итоге роботизация может позволить компании серьезно сэкономить. Исследовательская компания Gartner прогнозирует, что сочетание технологий автоматизации с усовершенствованной архитектурой операционных процессов позволит организациям на 30% сократить операционные расходы к 2024 году.

Готовы ли к компании

По результатам исследования EY, проведенного в 45 странах, 41% руководителей крупных компаний планируют нарастить инвестиции в автоматизацию бизнес-процессов несмотря на кризис.

Но для того чтобы успешно внедрить роботов в корпоративную структуру, нужны перемены в мышлении — и у руководителей, и у сотрудников компании. Руководство часто воспринимает роботизацию как непрактичную и дорогую экзотику, по инерции нанимая людей на позиции, функции которых можно легко автоматизировать.

В то же время, согласно данным исследования Accenture, 91% топ-менеджеров российских компаний согласны с тем, что робототехника позволит компаниям предоставлять услуги на новом уровне (даже в офлайне). В целом в мире с этим утверждением согласны всего 73% руководителей.