РБК Pro —  
информационный сервис для предпринимателей и управленцев. Первый месяц — бесплатно
РБК Pro
— сервис для вашего бизнеса. Зарегистрируйтесь и получите доступ ко всем материалам. Первые 30 дней бесплатно.

Джейсон Голдберг — РБК: «Ретейл выбрал «беспорядочные связи» с брендами»

Ретейл Инновации Статьи РБК
Пандемия ведет к беспрецедентному переделу мирового ретейла: гиганты электронной коммерции увеличат свою долю за счет офлайн-сетей. Как выжить небольшим магазинам, рассказывает американский эксперт по электронной коммерции

Кто такой Джейсон Голдберг

Директор по коммерческой стратегии коммуникационного центра при Publicis Groupe — третьем в мире по размеру бизнеса международном холдинге, который занимается продвижением брендов (в него входят такие агентства, как Leo Burnett, Saatchi & Saatchi, Publicis Worldwide, BBH, Marcel, Fallon и другие). Председатель совета директоров Shop.org — подразделения американской Национальной федерации ретейла, специализирующегося на цифровой коммерции. Ведет один из самых популярных Twitter-аккаунтов про электронную торговлю #retailgeek.

«Удар по ретейлу будет резким и глубоким»

— Вы ветеран интернет-бизнеса. Чем последствия нынешней пандемии для розничной торговли будут отличаться от последствий предыдущих потрясений, сильно изменивших ретейл: глобального финансового кризиса 2008 года и кризиса доткомов?

— Удар, который COVID-19 нанесет ретейлу, будет более резким и глубоким. Уникальность этого кризиса в изменениях потребительского опыта, связанных со «всемирной самоизоляцией», а также в полной неопределенности насчет долгосрочных последствий этих изменений. Будет ли семья, которая во время эпидемии начала готовить пищу самостоятельно, верна этой привычке, когда карантин закончится? Станут ли потребители, которые в начале кризиса забивали свои кладовые продуктами на месяцы вперед, по-прежнему запасаться на черный день и в будущем? Самая близкая аналогия, которую мы имеем с нынешними условиями самоизоляции, — ситуация в Китае во время вспышки атипичной пневмонии в 2002–2003 годах. Однако экономические условия и розничный климат в Китае в тот период настолько отличались от тех, что есть сейчас в западных странах, что трудно сделать какие-либо выводы.

— В своих выступлениях вы упоминаете, что капитализация Amazon уже сейчас выше, чем у семи крупнейших американских офлайн-ретейлеров. Приучит ли пандемия людей заказывать товары в основном онлайн, даже, например, еду?

— Да. COVID-19 будет действовать как машина времени, загоняя потребителей в цифровое будущее на пять лет вперед. Это, безусловно, ускорит проникновение онлайн-торговли во все категории ретейла, включая продукты питания. Тот же эффект наблюдался во время атипичной пневмонии, которую я упомянул.